Золотая орда и крымский улус. Золотая орда

Охарактеризуйте занятия населения государств - наследников Золотой Орды. Какие религии исповедовали жители этих государств?

Ответы:

Главным занятием населения Казанского ханства было земледелие, в степных районах сохранялось полукочевое скотоводство. Большую роль в жизни государства играла транзитная торговля. Казанские купцы торговали с Русью, другими странами Европы, а также с государствами Ближнего и Среднего Востока. Значительное развитие получило ремесло: кожевенное, ювелирное, кузнечное, гончарное. Но городская жизнь по сравнению с булгарским временем развивалась слабо. В Казанском ханстве было всего два города - Казань и Арск, а также несколько крепостей. Большую роль в жизни ханства играло мусульманское духовенство, владевшее обширными землями. Казань была самым значительным центром ислама в Поволжье. В Казанском ханстве существовало рабство. А так как ислам запрещал делать рабами мусульман, то в рабов обращали русских пленников, захваченных в результате набегов. Рабов поставляли на невольничьи рынки многих стран Азии. Основным занятием населения Астраханского ханства было кочевое скотоводство. Его жители занимались также ремеслом и торговлей. Владея территорией у дельты Волги, Астраханское ханство контролировало торговлю Руси, Казанского ханства с государствами Средней Азии, Закавказья, Ираном и др. Как и в других государствах, появившихся в результате распада Золотой Орды, здесь существовали рабство и работорговля. Сибирские татары занимались скотоводством, земледелием, гончарным и скорняжным ремеслом (выделыванием меха), прядением, ткачеством, плавкой и обработкой металлов. В северной части Сибирского ханства большую роль в жизни населения играли охота, рыболовство, а также оленеводство. Ханство имело торговые связи со Средней Азией, Русью, Ногайской Ордой, Казанским ханством, Монголией, Западным Китаем. Из Сибирского ханства вывозились меха, кожи, рыба, бивни мамонта, шерсть и другие товары. Государственные устои в Сибирском ханстве переплетались с пережитками родовых отношений. Во главе государства стоял хан, избиравшийся татарской знатью. Государственное устройство носило полувоенный характер, ханство делилось на «сотни» - волости во главе с князьками - мурзами. Опорными пунктами ханской власти являлись укреплённые городки. Официальной религией государства был ислам.

Основным занятием государств было земледелие и скотоводство. С развитием дорого торговля также набирала оборотов. Русские купцы торговали с Восточными, Европейскими торговцами. Развивалось кузнечное, ювелирное, гончарное ремесло. В основном люди жили в маленьких поселениях. Больших городов и крепостей было мало. Вместе с развитием торговли пришел ислам. Характер государств можно описать как полувоенный. В каждом ханстве были свои волости. И каждый старался укрепить свои поселения.

Официальной религией государства был ислам.

При определении историко-географических и этнических начал Золотой Орды важно уточнить терминологию, бытующую в исторической литературе. Словосочетание «монголо-татары» возникло в российской исторической науке в XIX в. Первоначально «татары» – одно из монголо-язычных племен, объединенных на рубеже XII– XIII вв. Темучином (Тэмуджином, впоследствии Чингисханом). После серии завоевательных походов Чингисхана «татарами» стали называть в китайских, арабских, персидских, русских и западно-европейских источниках XIII–XIV вв. все кочевые племена (в том числе немонгольские), объединенные и покоренные им. В этот период в Евразии возникло несколько государств, в которых монголы составляли организующую и руководящую основу. Они сохраняли свое самоназвание – монголы, но окружающие народы продолжали именовать их татарами. В период существования Золотой Орды ее этническая основа – ассимилированные тюркоязычными половцами монголы – в русских летописях именовалась только татарами. Кроме того, на ее территории сформировалось еще несколько новых тюркоязычных народов, которые со временем приняли этноним «татары» в качестве самоназвания: поволжские татары, крымские татары, сибирские татары.

Монгольские племена в XII в. занимали территорию, ограниченную Алтаем, пустыней Гоби, хребтом Большой Хинган и озером Байкал. Татары жили в районе озер Буир-нор и Далай-Нор, урянхаты заселяли северо-восточные области Монголии и , хунгираты занимали юго-восточную часть Монголии, тайчиуды (тайчжиуды) располагались по реке Онон, меркиты кочевали по , а кереиты и найманы – далее к западу. Между и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, «люди лесов».

Население Монголии в XII в. подразделялось по образу жизни на лесное и степное. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались преимущественно охотой и рыболовством. Большая часть племен вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы жили в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с юртой перевозили быки, на стоянках такие повозки располагались кольцом. Разводили коней, коров, овец и коз, в меньшем количестве – верблюдов. охотились и в ограниченной степени занимались , сеяли в основном просо.

Образование и распад империи Чингисхана

Кочевья собственно семьи Темучина, родственной тайчиудам, находились между реками Онон и Керулен. В междоусобной борьбе на рубеже XII–XIII вв. Темучин подчинил все монгольские племена и на курултае 1206 г. был провозглашен Чингисханом (впоследствии этот титул закрепился в качестве имени). После этого были подчинены окрестные народы – , и «лесные народы» южного Прибайкалья. В 1211 г. монголы завоевали Тангутское государство, а затем в течение нескольких лет северный Китай. В 1219–1221 гг. было завоевано государство хорезмшаха, занимавшее Среднюю Азию, Азербайджан, Курдистан, Иран, и бассейн среднего Инда, после чего сам Чингисхан вернулся в . Своих военачальников Чжебе и Субетай-баатура с крупным отрядом «он отправил на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, как-то: Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Серкесут, Кешимир, Болар, Рарал (Лалат), перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти до самого города Кивамен-кермен».

Уже в начале XIII в. в объединение, возглавляемое Чингисханом, входили немонгольские племена (уйгуры, тангуты, ). Этническое разнообразие понятий «монголы», «татары» усилилось с включением в монгольскую державу населения северного , Тангутского государства, Средней Азии, Северного . К 20-м гг. XIII в. монгольское государство охватило пространство от Манчжурии до Каспийского моря и от среднего Иртыша до среднего Инда. Оно представляло собой объединение разноязычных народов, находившихся на различных уровнях социально-экономического и политического развития. После смерти Чингисхана (1227 г.) империя была разделена между его потомками на улусы.

Улус – у монголов родоплеменное объединение, подчиненное хану или вождю, в широком смысле – все подвластные люди, а также территория кочевий. С образованием монгольских государств этот термин все чаще употребляется в значении «государства» вообще или административно-территориальной единицы.

Улус великого хана, включавший собственно , Китай, Тибет, Прибайкалье и юг Восточной Сибири, управлялся сыном Чингисхана Угеде (Угедеем). Столица улуса находилась в Каракоруме и его правитель, первоначально – фактически, а впоследствии – формально, являлся главой всех монгольских государств. Улус Чжагатая занимал Центральную Азию: среднее и верхнее течения Амударьи и Сырдарьи, озеро Балхаш, Семиречье, Тянь-Шань и пустыню Такла-Макан. Потомки Хулагу получили Северный Иран и постепенно расширили свои владения на всю Персию, Месопотамию, Малую Азию и Закавказье. Старшему сыну Чингисхана Джучи досталась западная окраина монгольской империи: Алтай, юг Западной Сибири до слияния Оби и Иртыша и часть Средней Азии между Каспием и Аралом, а также Хорезм (низовья Амударьи и Сырдарьи).

Складывание основной государственной территории Золотой Орды

Под названием «улуса Джучи» (варианты «улус Бату», «улус Берке» и т. п.) в восточных источниках и известно государство, которое в русских упоминается как «Орда» (термин «Золотая Орда» появился в летописях только во второй половине XVI в., уже после исчезновения державы). Сыну Джучи хану Бату удалось расширить территорию своего улуса. В результате завоевательных походов с осени 1236 – до весны 1241 г. были завоеваны и опустошены половецкие кочевья, Волжская Булгария, большинство русских княжеств. После этого монголы вторглись на территорию и Венгрии, где также одержали ряд побед, потерпели поражение в , а затем дошли до побережья Адриатического моря. Несмотря на успехи, к этому моменту войска Бату были значительно ослаблены, что и послужило главной причиной его возвращения к 1243 г. в причерноморские степи. С этого момента и берет свое начало новое государство.

«Ядром» Золотой Орды, ее территориальной основой стала степная полоса Восточной Европы – причерноморские, прикаспийские и североказахстанские степи вплоть до сибирской реки Чулыман (Чулым) – известные в Средние века на Востоке как Дешт-и-Кипчак. Во второй половине XIII в. постепенно установились границы Орды, которые определялись как естественно-географическими пунктами, так и рубежами сопредельных государств. На западе территория государства была ограничена нижним течением Дуная от его устья до южных Карпат. Отсюда граница Орды тянулась через тысячи километров на северо-восток, почти везде проходя по лесостепной полосе и редко заходя в лесную зону. Предгорья Карпат служили рубежом с , далее в среднем течении Прута, Днестра и Южного Буга ордынские земли соприкасались с Галицким княжеством, а в Поросье – с Киевщиной. В левобережье Днепра граница от низовий Псела и Ворсклы уходила к Курску, затем резко поворачивала к северу (источники сообщают, что русский город Тула с окрестностями управлялся непосредственно ордынскими баскаками) и снова шла на юг к истокам Дона. Дальше территория Орды захватывала лесные районы, доходя на севере до линии исток Дона – слияние Цны и Мокши – устье Суры – Волга возле устья Ветлуги – средняя Вятка – . О северо-восточных и восточных границах государства в источниках нет конкретных сведений, однако известно, что в его владении находился Южный Урал, территория до Иртыша и Чуламана, предгорий Алтая и озера Балхаш. В Средней Азии граница тянулась от Балхаша к среднему течению Сырдарьи и далее на запад к южнее полуострова Мангышлак. От Каспийского до Черного моря владения Орды достигали предгорий Кавказа, а побережье и служило естественным рубежом государства на юго-западе.

В очерченных границах существовала непосредственная власть золотоордынских ханов в середине XIII–XIV в., однако были и территории, находившиеся в зависимости от Орды, которая выражалась главным образом в уплате дани. К зависимым территориям относились русские княжества, за исключением северо-западных (Турово-Пинского, Полоцкого и их внутренних уделов, которые во второй половине XIII в. вошли в состав Литвы), некоторое время Болгарское царство, политически раздробленное к этому времени, и Сербское королевство. Южное побережье , где располагалось несколько генуэзских колоний, также было полузависимой от Орды территорией. В XIV в. ханам удавалось на короткое время захватывать некоторые районы к юго-западу от Каспийского моря – Азербайджан и северный Иран.

Население Золотой Орды отличалось большой пестротой. Основную массу составляли половцы (кипчаки), жившие, как и до прихода монголов, в причерноморских и прикаспийских степях. В XIV в. пришлые монголы постепенно растворились в кипчакской среде, забывая свой язык и письменность. Этот процесс ярко описан одним арабским современником: «В древности это государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (кипчаков)». Ассимиляции способствовала общность хозяйственного быта половцев и монголов, кочевое скотоводство оставалось основой их образа жизни и в период существования Золотой Орды. Однако ханской власти были необходимы города для получения максимальных доходов от ремесла и торговли, поэтому довольно быстро были восстановлены завоеванные города, а с 50-х гг. XIII в. началось активное возведение городов в степях.

Первой столицей Золотой Орды стал Сарай, основанный ханом Бату в начале 1250-х гг. Его остатки находятся на левом берегу Ахтубы у села Селитренное Астраханской области. Население, достигавшее 75 тыс. человек, составляли монголы, аланы, кипчаки, черкесы, русские и греки-византийцы, проживавшие обособленно друг от друга. Сарай ал-Джедид (в переводе – Новый дворец) был основан выше по течению Ахтубы при хане Узбеке (1312–1342), а впоследствии сюда была перенесена столица государства. Из городов, возникших по правому берегу Волги, наибольшее значение имели Укек (Увек) на окраине современного Саратова, Бельджамен на волго-донской переволоке, Хаджитархан выше современной Астрахани. В нижнем течении Яика возник Сарайчик – важный перевалочный пункт караванной торговли, на средней Куме – Маджар (Маджары), в устье Дона – Азак, в степной части Крымского полуострова – Крым и Кырк-Ер, на Туре (притоке Тобола) – Тюмень (Чинги-Тура). Количество городов и населенных пунктов, основанных ордынцами в Восточной Европе и прилегающих азиатских территориях, известных нам по историческим источникам и исследованных археологами, было гораздо больше. Здесь названы лишь самые крупные из них. Практически все города отличались этнической пестротой. Другой характерной особенностью золотоордынских городов было полное отсутствие внешних укреплений, по крайней мере, до 60-х гг. XIV в.

Непосредственно после разгрома земель Волжской Булгарии в 1236 г. часть булгарского населения перешла во Владимиро-Суздальскую землю. На Русь до прихода сюда монголов уходили также , мордва, . В период существования Золотой Орды в и Нижнем Прикамье основу населения, как и прежде, составляли булгары. Здесь сохранились старые булгарские города Булгар, Биляр, Сувар и др. (до основания Сарая Бату использовал Булгар в качестве своей резиденции), а также постепенно возвышается к северу от Камы. Процесс смешения булгар с кипчако-монгольскими элементами привел к возникновению нового тюркского этноса – казанских татар. Лесная территория от Волги до Цны была населена оседлым финно-угорским населением, в основном . Для контроля над ним монголами был основан город Мохши на реке Мокша у современного города Наровчат Пензенской области.

В результате татаро-монгольского нашествия изменился состав и количество населения в южно-русских степях. Сравнительно заселенные и освоенные в хозяйственном отношении земли обезлюдели. Первые десятилетия существования Орды на ее северных территориях в лесостепной полосе проживало русское население. Однако с течением времени эта зона все больше пустеет, русские поселения здесь приходят в упадок, а их жители уходят на территорию русских княжеств и земель.

Самую западную часть Орды от Днепра до нижнего Дуная перед монгольским нашествием населяли половцы, бродники и небольшое количество славян. С середины XIII в. оставшаяся в живых часть этого населения влилась в кипчако-монгольский этнос, а степи Северного Причерноморья и Крымского полуострова были районом кочевий. Стационарных поселений на этой территории было немного, наиболее значительное из них – славянский Белгород на днестровском лимане, возрожденный монголами с тюркским названием Ак-Керман. На Северном Кавказе ордынские ханы вели длительную борьбу с местными племенами, боровшимися за свою независимость – , аланами, . Эта борьба была достаточно успешна, поэтому реальные владения Орды доходили лишь до предгорий. Самым крупным населенным пунктом здесь был древний Дербент. Большое количество городов продолжало существовать и в среднеазиатской части Орды: Ургенч (Хорезм), Дженд, Сыгнак, Туркестан, Отрар, Сайрам и др. Почти не было оседлых поселений в степях от нижней Волги до верховьев Иртыша. В Южном Приуралье расселялись башкиры – скотоводы-кочевники и охотники, а по Тоболу и среднему Иртышу располагались финно-угорские племена. Взаимодействие местного населения с пришлыми монгольскими и кипчакскими элементами привело к появлению этноса сибирских татар. Городов здесь также было немного, кроме Тюмени известен Искер (Сибирь) на Иртыше, возле современного Тобольска.

Этническая и хозяйственно-экономическая география. Административно-территориальное деление.

Этническая пестрота населения отражалась на экономической географии Орды. Народы, входившие в его состав, в большинстве случаев сохраняли свой образ жизни и хозяйственные занятия, по-этому в экономике государства имели значение и кочевое скотоводство, и земледелие оседлых племен, и другие отрасли. Сами ханы и представители ордынской администрации получали большую часть доходов в виде дани с покоренных народов, от труда ремесленников, насильно переселенных в новые города, и от торговли. Последняя статья имела очень большое значение, поэтому монголы заботились о благоустройстве торговых путей, проходивших по территории государства. Центр государственной территории – Нижнее – соединял с Булгарией и русскими землями волжский путь. В месте наибольшего сближения с Доном возник город Бельджамен, для обеспечения безопасности и удобства купцов, переправляющихся по переволоке. На восток уходила караванная дорога через Северный Прикаспий на Хиву. Часть этой трассы от Сарайчика до Ургенча, пролегавшая по пустынным безводным районам, была очень хорошо обустроена: на расстоянии, примерно соответствующем дневному переходу (около 30 км), были вырыты колодцы и построены караван-сараи. Хаджитархан был связан сухопутной дорогой с городом Маджар, от которого шли пути на Дербент и на Азак. С Европой Орда сообщалась как водными, так и сухопутными магистралями: по Северному Причерноморью и Дунаю, по от крымских генуэзских портов через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Днепровский путь в большой степени утратил свое значение по сравнению с предыдущим периодом.

В административно-территориальном отношении Орда делилась на улусы, границы которых не были четкими и постоянными. Вообще само это понятие в рассматриваемый период все чаще употребляется в значении пространственной единицы, хотя первоначально под «улусом» понималось также все население, отданное ханом под управление какого-либо лица. Известно, что с 1260-х гг. до 1300 г. западная часть Орды от нижнего Дуная до нижнего Днепра являлась улусом темника Ногая. Хотя эти территории, формально считавшиеся частью Орды, были отданы Ногаю ханом Берке, их зависимость от центра была номинальной. Ногай пользовался фактически полной самостоятельностью и часто оказывал значительное влияние на сарайских ханов. Только после разгрома Ногая ханом Токтой в 1300 г. очаг сепаратизма был ликвидирован. Северная степная часть Крымского полуострова составляла улус Крым. Степи между Днепром и Волгой в источниках именуются улусом Дешт-и-Кипчак. Им управляли должностные лица высшего ранга – беклярибеки или везиры, а пространство всего улуса делилось на более мелкие единицы, которые находились под управлением начальников уровнем ниже – улусбеков (подобная система существовала во всех административно-территориальных единицах Орды). Территория к востоку от Волги до Яика – улус Сарай – была местом кочевий самого хана. Улус сына Джучи Шибана занимал территории современного Северного и Западной Сибири до Иртыша и Чулыма, а улус Хорезм – местность к юго-западу от Аральского моря до Каспия. К востоку от Сырдарьи располагалась Кок-Орда (Синяя Орда) с центром в Сыгнаке.

Перечисленные названия относятся к наиболее крупным из известных нам улусов Золотой Орды, хотя существовали и более мелкие. Эти административно-территориальные единицы раздавались ханами родственникам, военачальникам или чиновникам по собственному усмотрению и не являлись наследственными владениями. Золотоордынские города представляли собой особые административные единицы, управлявшиеся назначаемыми ханом чиновниками.

Распад Орды

Сокращение территории Орды началось на рубеже XIII–XIV вв. Поражение Ногая в 1300 г. ослабило военную мощь государства на западе, в результате чего была потеряна Придунайская низменность, захваченная Венгерским королевством и формирующимся Валашским государством.

60–70-е гг. XIV в. – время внутренних междоусобиц и борьбы за власть в самой Орде. В результате мятежа темника Мамая в 1362 г. государство фактически раскололось на две враждующие части, границей между которыми стала Волга. Степи между Волгой, Доном и Днепром, и Крым находились под властью Мамая. Левобережье Волги со столицей государства Сараем алДжедид и прилегающими к нему районами составляли противовес Мамаю, основную роль в котором играла столичная аристократия, от прихотей которой зависели довольно часто сменявшиеся сарайские ханы. Проходивший по Волге рубеж, расколовший Золотую Орду, довольно устойчиво существовал вплоть до 1380 г. Мамаю удавалось захватывать Сарай ал-Джедид в 1363, 1368 и 1372 гг., однако эти захваты были кратковременными и не ликвидировали раскола государства. Внутренние распри ослабили военное и политическое могущество Орды, в связи с чем от нее стали отпадать все новые территории.

В 1361 г. откололся улус Хорезм, издавна бывший носителем сепаратистских тенденций. Здесь сформировалась собственная правящая династия, не признававшая власти Сарая. Отделение Хорезма нанесло крупный урон Орде не только политический, но и экономический, поскольку этот регион занимал ключевую позицию в международной караванной торговле. Потеря этого развитого в хозяйственном отношении улуса заметно ослабила позиции сарайских ханов, лишив их важной опоры в борьбе против Мамая.

Продолжились территориальные потери и на западе. В 60-е гг. XIV в. в Восточном Прикарпатье сформировалось Молдавское княжество, которое захватило пруто-днестровское междуречье, уничтожив здесь золотоордынские поселения. После победы князя Ольгерда над монголами в битве у реки Синие Воды (ныне Синюха, левый приток Южного Буга) около 1363 г. началось проникновение Литвы в Подолию и правобережье нижнего Днепра.

Победа московского князя Дмитрия Ивановича над Мамаем в Куликовской битве 1380 г. позволила хану Тохтамышу восстановить относительное единство Орды, однако два похода Тимура (Тамерлана) в 1391 и 1395 гг. нанесли ей сокрушительный удар. Было разрушено большинство золотоордынских городов, во многих из них жизнь угасла навсегда (Сарай ал-Джедид, Бельджамен, Укек и др.). После этого распад государства стал делом времени. На рубеже XIV–XV вв. в Заволжье образуется Орда, занявшая степи от Волги до Иртыша, от Каспийского и Аральского морей до Южного Урала. В 1428–1433 гг. было основано самостоятельное Крымское ханство, первоначально занимавшее Крымские степи и постепенно захватившее весь полуостров, а также Северное Причерноморье. К середине 40-х гг. XV в. сформировалось и обособилось Казанское ханство на средней Волге и нижней Каме, а в 1450–60-х гг. в и предкавказских степях образовалось ханство с центром в Хаджитархане (русские источники называют этот город Астраханью). В XV в. у слияния Тобола и Иртыша с центром в Чинги-Туре (Тюмени) постепенно сформировалось Сибирское ханство, первоначально зависевшее от Ногайской Орды. Остатки Золотой Орды – Большая Орда – до 1502 г. кочевала в степях между верховьями Северского Донца и волго-донской переволокой.

Быт и культура населения Золотой Орды

Довольно широко распространено мнение, что быт населения Золотой Орды был непритязательным и примитивным, поскольку он отражал простейшие функции кочевой жизни. Что же касается культуры государства, то уровень ее определяется чаще всего как невысокий и не отличающийся самобытностью. Последнее предполагает обычно ее характеристику в качестве синкретической, то есть смешанной из многочисленных разнородных частей, привнесенных разными народами, составившими население государства. Однако в подавляющем большинстве случаев под синкретизмом подразумевается простое механическое соединение совершенно разных культур без какой бы то ни было переработки, осмысления и эволюции. Подобное мнение стало настолько традиционным, что приводится обычно в качестве аксиомы. Однако творческое начало представителей многих народов не угасало даже вдали от родины в тяжелых условиях неволи. Достаточно вспомнить хотя бы два широко известных примера из описаний Карпини и Рубрука - русского мастера Кузьму и французского ювелира Буше, работавших в столице монгольской империи Каракоруме . Их знания, высокая техническая подготовка и профессионализм претворились в совершенно новых формах и эстетических представлениях, продиктованных своеобразием центральноазиатского окружения.

Исследуя культуру Золотой Орды, необходимо рассматривать три основных вопроса, от разрешения которых зависит трактовка проблемы в целом: 1) степень участия в создании культуры государства самих монголов; 2) вклад в культуру Золотой Орды порабощенных монголами народов; 3) возможность эволюционного развития культуры Золотой Орды и появления в результате этого новых, собственно золотоордынских черт. Особо нужно отметить и то, что сосредоточение огромных материальных ресурсов, обеспечивающих расцвет экономики и неуклонный процесс развития феодализма в сфере общественных отношений и составляли фундамент, на котором происходило развитие культурной жизни государства. Однако специальные и сколько-нибудь глубокие исследования культуры Золотой Орды до настоящего времени не осуществлены.

Как можно понять из предыдущего изложения, вся культурная жизнь Золотой Орды разделялась на две заметно отличавшиеся части - кочевую и оседлую. И все же оба эти уклада не противостояли друг другу как в хозяйственной, так и в культурной жизни. Взаимопроникновение и единение кочевого и оседлого начал в первую очередь строилось на фундаменте духовной культуры (язык, письменность, фольклор, религия). Несомненная и очень ощутимая разница между ними была лишь в повседневном быту. Сложность оценки культурной жизни Золотой Орды состоит не только в разных ее укладовых истоках, но и в отчетливо фиксируемой многоэтничности. При этом нужно отметить, что более мозаичной выглядит оседлая культура. Кочевую же составляли лишь два этических компонента - пришлый монгольский и местный кипчакский. Кочевая культура в наиболее чистом ее виде сохранялась в государстве Джучидов с момента его возникновения до введения мусульманства ханом Узбеком в 1312 г. Событие это имело огромное значение для внутренней жизни Золотой Орды, во многом круто изменило ее и еще более сблизило кочевой мир с оседлым.

Кочевой быт раннего периода существования золотоордынского государства в деталях описан П. Карпини и Г. Рубруком, которые побывали здесь во время правления хана Бату. Естественно, что для монахов, привыкших к европейской цивилизации, он показался более чем своеобразным. Рубрук искренне восклицал по этому поводу: «Когда я вступил в их среду, мне совершенно представилось, будто я попал в какой-то другой мир» . Все здесь было непривычно, но в первую очередь поражали жилища, которые двигались вместе с их обитателями. «Мне показалось, что навстречу мне движется большой город» , - записал Рубрук о среднем по размеру кочевье, которое состояло из 500 человек. Юрты в Золотой Орде были двух типов: разборные и неразборные. Основу первых составляли решетчатые щиты стен (6–8 щитов и больше) и специально выгнутые тонкие прутья крыши, которые упирались в центральный деревянный круг, служивший дымовым отверстием. В зависимости от богатства и знатности владельца юрта покрывалась черным или белым войлоком, иногда украшенным яркими аппликациями. Средний диаметр такого жилища 5–6 м. Это было жилище бедных и средних слоев населения, оно быстро разбиралось и легко перевозилось на верблюде или лошади.

Неразборные юрты, как правило, принадлежали степной аристократии, так как для их снятия со специальной повозки и установки на выбранном месте требовались усилия многих слуг или рабов. В диаметре они имели до 10 м. Соответственно таким размерам были и телеги для их перевозки. Только ось такой повозки достигала величины корабельной мачты, а тянули ее не один десяток быков. Причем правила ими обычно женщина, находившаяся в самой юрте. Внутри передвижное жилище монголов имело традиционно и жестко закрепленную планировку. Дверной проем (обычно завешенный войлоком, кошмой или ковром) всегда был обращен в южную сторону. Это не только позволяло хорошо освещать жилище большую часть дня солнечными лучами, но и использовать его как солнечные часы, отмечая время по свету из отверстия в крыше. Напротив двери у северней стены всегда располагалось место и постель хозяина, а рядом с ним обычно усаживались почетные гости. Справа от входа у восточной стены находилась женская половина, а напротив нее, у западной, - мужская. В центре на земле сооружался из камней очаг, где на специальном железном треножнике устанавливался котел для варки пищи. Топливом чаще всего в степных условиях служил кизяк - спрессованный и высушенный навоз.

Естественно, что в кочевом быту особое значение имело животноводство, снабжавшее кочевников пищей и одеждой, дававшее материал для постелей и надежного укрытия жилища. Основой питания монголов было молоко, кумыс и мясо. Последнее запасалось впрок, провяливаясь тонкими полосами на ветру. Из свежего мяса делались разнообразные колбасы. Особо было организовано снабжение кочевников крупой и мукой. Степная аристократия получала просо и муку из собственных «поместий», располагавшихся в южных районах страны. Видимо, выращиванием этих культур занимались захваченные в плен и превращенные в рабов жители оседлых государств. Рядовые кочевники получали хлебные продукты в обмен на баранов и кожи. Что же касается рабов, то они, по словам Рубрука, «наполняют свой желудок даже грязной водой и этим довольствуются» .

Еда в Золотой Орде представляла собой не просто удовлетворение естественной потребности, это был особо расписанный ритуал, в котором самые мельчайшие детали имели важное значение в глазах кочевника-язычника. Скот нужно было не только по особому резать и разделывать, но и в строгом соответствии с традицией раздавать отдельные части сваренной туши. Мясо в степи никогда не продавалось путникам, но их могли накормить бесплатно в соответствии с законом степного гостеприимства. Молоко и кумыс нельзя было выносить ночью из юрты, а прежде чем их пить, необходимо было хоть каплю пролить на землю. Мясо разрешалось лишь варить в котлах, а не обжаривать на открытом огне, так как капающий сок и жир могли его затушить, что считалось величайшим грехом и несчастьем для дома. Особое значение отводилось многодневным пирам степных феодалов, когда уничтожались сотни баранов и специально откормленных лошадей, выпивалось бесконечное число бурдюков заранее заготовленного кумыса и множество кувшинов хмельного зелья. Его готовили из риса, проса, ячменя и меда, причем, по оценке Рубрука, получался «превосходный напиток, чистый, как вино» .

Кроме домашних припасов, заметную роль в рационе питания населения Золотой Орды играли продукты охоты. Она проходила далеко не в современном понимании, обычно сводимом к развлечению и отдыху. Это было хорошо и заранее подготовленное широкомасштабное предприятие, в котором участвовали тысячи людей. Длилась такая охота от нескольких дней до 2–3 месяцев. По сути дела, это были военные игры или маневры, имевшие особое значение для тренировки, подготовки крупных и длительных армейских походов и создания дли этого запасов продовольствия.

Кочевое хозяйство накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Все путешественники единодушно отмечали, что платье мужчин и женщин сшито одинаковым образом. Лишь платье девушек немного длиннее мужского. Летом все население носило халаты, которые по монгольской традиции застегивались на правом боку, в отличие от тюрок, у которых застежка находилась слева. Зимой обычно носили по две шубы - одна мехом наружу, другая внутрь. Шились они из волчьих и лисьих шкур или более дорогой пушнины, поступавшей в виде дани из Руси и от других северных народов. У простолюдинов также были шубы, но из собаки или козы. Мягкие, хорошо выделанные кожи шли на шаровары. Из войлока изготовлялись плащи и шапки. Степная аристократия всегда любила рядиться в привозные шелк, парчу, тонкие европейские сукна. Люди попроще довольствовались хлопчатобумажными тканями.

Замужние знатные монгольские женщины выделялись особым головным убором, который назывался бокка. Это был цилиндр высотой около полуметра и шириной 10–15 см. Каркас бокки изготовлялся из тонких прутиков или коры и обтягивался сверху шелком или парчой. Завершалась она плоской четырехугольной площадкой с султанчиком из перьев. В обязательном порядке знатные женщины употребляли обильную косметику, на что Рубрук отреагировал в полном соответствии с тогдашними представлениями христианской морали: «Они также безобразят себя, позорно разрисовывая себе лицо» .

Путешественники из мусульманских стран постоянно подчеркивают одну непривычную для них деталь в женском костюме - отсутствие паранджи. Более того, на ханских приемах рядом с правителем всегда находилась жена (а порой и не одна) с открытым лицом. При этом она могла принимать участие в общих беседах и ее суждения были достаточно авторитетными, а в некоторых вопросах и решающими. Такое было совершенно немыслимым в странах классического ислама, что свидетельствует о заметной роли женщины (по крайней мере знатной) в общественной жизни Золотой Орды.

В течение примерно 70 лет в религиозной жизни Золотой Орды господствовало языческое многобожие в форме шаманизма. Подавляющее большинство населения поклонялось вечному синему небу, солнцу, луне, огню, воде и земле. До сегодняшнего дня в Астраханской области сохранилось монгольское название горы на берегу озера Баскунчак - Богдо, что значит Святая. Эта единственная на сотни километров степных просторов гора высотой 140 м не могла не привлечь своей необычностью внимание кочевников, тотчас обожествивших уникальное природное явление. В юртах и повозках развешивались идолы из войлока, тканей и металла. Каждому из идолов приносились ублажающие жертвы чаше всего в виде еды и питья. Нужно отметить, что при общем господстве язычества, а позднее мусульманства монголы чрезвычайно спокойно относились к другим религиям, хотя и среди них встречались фанатики. Такая веротерпимость объясняется скорее всего привычной кочевнику обиходностью и практичной значимостью обряда, который обязательно должен иметь положительное для просителя следствие. А уж с какими средствами и с помощью какого божества это будет достигнуто, для находящегося в постоянной зависимости от грозных сил природы степняка было делом второстепенным. Именно поэтому сплошь и рядом даже в одном семействе мирно уживались приверженцы самых различных исповеданий. В качестве примера можно привести самих Джучидов. Хан Бату был язычником, его сын Сартак - христианином несторианского толка, а брат хана Берке - мусульманином.

Жизнь кочевников, конечно, не ограничивалась одними бытовыми заботами, направленными на удовлетворение лишь самых необходимых потребностей в пище, одежде и жилье. У них был богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера. Самое широкое развитие получило орнаментально-прикладное искусство. Все это была традиционная народная культура, которая продолжала развиваться и обогащаться на древних степных традициях.

Но без сомнения одной из важнейших культурных черт кочевников-монголов являлось наличие собственной письменности. Она была известна в их среде еще в Центральной Азии при Чингисхане и основывалась на уйгурском алфавите. Достаточно широкое распространение письменность получила и в Золотой Орде как у кочевников-степняков, так и в монгольских слоях городского населения. В 1930 г. при исследовании одного из степных захоронений была обнаружена записанная на бересте уйгурским алфавитом народная песня о проводах матерью сына на военную службу. Это один из древнейших письменных памятников монгольского языка, относящийся к рубежу XIII–XIV вв. Во время раскопок одного из дворцов первой столицы государства, Сарая, в 1979 г. на оштукатуренной стене была обнаружена процарапанная надпись уйгурским алфавитом, датирующаяся 60–80-ми годами XIV в. Этот факт служит достоверным свидетельством того, что монголы помнили и употребляли свой язык и письменность практически до конца существования Золотой Орды.

Вопрос о золотоордынских городах имеет и другую интересную сторону - домостроительство, которое обычно связывается с традициями оседлой жизни. В данном случае многочисленные археологические исследования однозначно свидетельствуют о том, что в центральноазиатских степях монголами был создан свой собственный Оригинальный тип оседлого жилища, исходной базой для развития которого послужила юрта. Это небольшие (максимум 6X6 м) жилые дома, обязательно квадратные в плане и всегда однокомнатные (наследие прототипа - юрты), с деревянными каркасными (фахверковыми) стенами без фундамента. Интерьер их на редкость однотипен и прост: вдоль трех стен постройки располагался в виде буквы «П» кан с топкой на одном конце и вертикальным дымоходом на другом. Он представлял собой невысокую (до 0,5 м высотой и до 1 м шириной) печку-лежанку с проходившими внутри 2–3 дымоходными каналами, которые и обогревали ее. Именно этот тип жилого дома монголы принесли в европейские степи и он распространился на огромной территории от Дуная до Керулена .

Но в Золотой Орде интерьер этого жилища получил дальнейшее функциональное развитие, продиктованное местными климатическими и изменившимися социальными условиями. Поскольку климат причерноморских и прикаспийских степей был более мягким в сравнении с Центральной Азией, то отпала необходимость обогрева трех стен дома и от кана остались дымоходные каналы лишь вдоль одной стены помещения. А остальная часть кана превратилась в суфу, сохранившую центральноазиатскую П-образную планировку. Суфа представляла собой обширное глинобитное возвышение-диван (с одной стороны его обогревал кан) площадью от 3 до 16 м 2 . По сути дела, она являлась единственной и универсальной мебелью всех без исключения золотоордынских жилых домов. Днем вся семья усаживалась «по-восточному», поджав ноги на суфе, на ней же расстилалась скатерть и расставлялась еда. Ночью суфа превращалась в кровать, и, разложив кошмы и одеяла, многочисленное семейство укладывалось на ней спать. Таким образом, в Золотой Орде было проделано значительное утилитарное видоизменение центральноазиатского жилища монголов, что представляет несомненный местный вклад в создание собственной культуры государства.

Безусловно, своеобразна и городская оседлая культура Золотой Орды, развитие ее достигло высокой степени. Ее основными носителями стали ремесленники, причем не только строители, но и гончары, ткачи, ювелиры, металлурги, оружейники, стеклодувы, косторезы и т. д., которые составляли большинство городского населения. Бурный расцвет городов Золотой Орды относится к XIV в., когда ислам стал государственной религией. Началось строительство мечетей, медресе, минаретов, мавзолеев и монументальных дворцов для монгольской аристократии. Возводили их в основном мастера, прибывшие из Хорезма, имевшие опыт древней архитектурной школы и привезшие с собой привычные строительные материалы и выверенные веками конструктивные приемы. Монументальные постройки украшали изразцы, покрытые разноцветной стеклянной глазурью и сусальным золотом. Геометрические орнаменты соседствовали с яркими растительными виньетками и гирляндами, которые сменяли выписанные изящным почерком стихи персидских классиков. Все эти постройки сияли и переливались под солнцем, являя собой тот самый стиль, который ассоциируется с понятием восточной пышности, роскоши и яркости.

Огромные дворцы знати были оборудованы со всеми возможными в то время удобствами. В Сарае раскопан один из них, состоявший из 36 помещений, полы которых устилали красные кирпичи на белом алебастровом растворе. Стены парадных комнат покрывали росписи по штукатурке затейливыми цветочными орнаментами. Центральный зал имел площадь около 200 м 2 , а стены его украшали мозаичные и майоликовые панно с позолотой. Кроме пристроенной к дворцу бани, в нем была еще специальная ванная комната, посредине которой находилась выложенная из кирпича квадратная ванна. Здесь же было сооружение, которое по современной терминологии можно характеризовать как совмещенный санузел. При всем великолепии дворца нужно отметить одну его конструктивную черту чисто кочевнического характера: стены его были возведены без фундамента. Они стояли просто на выровненной и тщательно снивелированной площадке. Именно так в Золотой Орде воздвигались буквально все постройки, независимо от их величины и массивности.

Если стены описанного дворца были выложены из обожженного кирпича на известковом растворе, то население победнее строило свои жилища из дерева или сырцового кирпича. Полы в таких домах обычно были земляными, а стены покрывались глиняной обмазкой.

Рассматривая градостроительную культуру Золотой Орды в целом, можно отметить, что на огромной территории государства достаточно четко выделяются зоны конкретного влияния самых различных традиций. Верхнее и Среднее Поволжье отличают традиции архитектуры бывшей здесь до прихода монголов Волжской Болгарии. В Нижнем Поволжье на первый план выступают конструктивные особенности и строительные приемы пригнанных сюда хорезмских мастеров. Северокавказские города несут на себе отчетливый отпечаток местной школы с ее древними каменотесными приемами. То же самое можно сказать о Крыме и Пруто-Днестровском междуречье. Все это создает достаточно пеструю картину действительно синкретической культуры. Так оно и было на самом деле, но лишь до определенного этапа. На протяжении всей истории Золотой Орды культура ее не находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, созданные другими народами. В XIV в. культурная жизнь государства начинает обогащаться новыми элементами на основе сплава различных достижений многих народов. В результате первоначальный синкретизм перерастает в синтез, то есть в органическое переплетение и соединение самых разнообразных духовных и материальных черт культуры различных народов. Появляется целый ряд оригинальных предметов ремесленного производства. Развивается по собственному пути монументальная архитектура, приводя к возникновению нового типа мавзолеев с более сложной планировкой и иными декоративными принципами. Происходят определенные сдвиги в духовных и религиозных представлениях. Одним из результатов этого можно считать появление захоронений в мечетях, что для средневекового ислама было неслыханным. Возможно, что этот обычай возник под влиянием русской традиции захоронений в церквах. Развивается и особый литературный язык, отражающий существование местных золотоордынских диалектов .

В культурном отношении Золотая Орда находилась в совершенно особом положении по сравнению с другими монгольскими государствами. Хулагуидский Иран и Юаньский Китай без труда переварили собственно монгольскую культуру, не оставив от нее и следа, поскольку местные традиции завоеванных народов имели глубокие и мощные корни. Собственно Монголия и ее столица Каракорум были доведены бесконечными войнами Чингизидов до полного духовного и материального обнищания, что привело к длительному политическому и культурному упадку страны. Уже в конце XIII в. даже съестные припасы в Каракорум доставлялись из Ханбалыка, ибо население страдало от голода. В противовес этому в Золотой Орде монголы оказались не в противостоящей культурной среде, отторгавшей или поглощавшей их многовековой кочевой уклад, а в родственной - половецкой. В итоге две самостоятельные, но единые по духу культуры объединились в мощный поток, вобравший достижения покоренных народов. На этой основе в XIV в. золотоордынская культура получила новый толчок к развитию. Однако этому процессу не суждено было пройти все стадии эволюции в первую очередь из-за резко выраженной агрессивности государства, традиционно поддерживаемой кочевой аристократией.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Призрак «Золотой орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р. Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

Призрак «Золотой Орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р.Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Крах Золотой Орды Легендарная Золотая Орда, государство монголов, была основана сыном Джучи и внуком Чингисхана ханом Батыем (1237 – 1255) в 1243 году. Полный суверенитет Золотая Орда получила при Менгу-Тимуре в 1266-м, а в 1312 году стала исламским государством.Власть ханов Золотой

Из книги За что Сталин выселял народы? автора Пыхалов Игорь Васильевич

Глава 1 ОСКОЛОК ЗОЛОТОЙ ОРДЫ А не сильная туча затучилась, А не сильные громы грянули, Куда едет собака Крымский царь? А ко сильному царству Московскому Запись песни XVII века Плодородные земли и благодатный климат Крыма с незапамятных времён притягивали на полуостров

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В свою очередь, распалась и Золотая Орда. После похода Тимура в конце XIV в. в Орде началась новая смута. Властители отдельных частей Орды повели борьбу за власть. Победителем оказался Едигей - бывший военачальник Тимура, повелитель племен, кочевавших

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Конец Золотой Орды Мощь монголов не исчезла в одно мгновение. До того времени, когда, например, наступил окончательный реванш Чингизханидов над Тимуридами, эта мощь постепенно, периодами, возобновлялась, переживала резкие сотрясения, которые впечатляли современников и

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Загадка Золотой орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Вернемся к традиционной истории.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, просуществовала 57 лет и распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда (иначе называемая Улусом Джучи), располагавшаяся от Иртыша до

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды автора Почекаев Роман Юлианович

Очерк пятый Узбек, или "золотой век" золотой орды (Хан,

автора

ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После подавления мятежа в Москве Тохтамыш полностью восстановил свою власть над Северо-Восточной Русью. В 1382 году Тохтамыш до Литвы не дошел, но он наглядно продемонстрировал литовским князьям, что в любой момент может это сделать. Поэтому, хотя

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ВОЙНА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ С ТАМЕРЛАНОМ Возможно, Олегу Рязанскому не удалось бы победить в пограничной войне с татарами Тохтамыша, если бы не одно важное событие. В 1391 году хан Тохтамыш потерпел сокрушительное поражение от своего бывшего покровителя Тамерлана.Вспомним, что

Из книги Русь и монголы. XIII в. автора Коллектив авторов

Столицы и города Золотой Орды САРА?Й-БАТУ?, Старый Сарай – город, первоначальная столица Золотой Орды (в сер. 13 в.) (близ совр. с. Селитренное Астраханской обл.).По сообщению фламандского путешественника Рубрука, построен ханом Батыем в 1254 г. В Сарай-Бату имелись

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

14. Тамерлан и упадок Золотой Орды Тамерлан. В то время как молодое Московское княжество, объединяясь под властью одного князя, росло и крепло, само монгольское государство всё больше и больше дробилось. Только время от времени среди монголов появлялись отдельные

Из книги Золотая Орда: мифы и реальность автора Егоров Вадим Леонидович

Города Золотой Орды Одно из традиционных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство без особых раздумий относят к чисто кочевническим. Видимо, такой точке зрения во многом способствует само понятие «орда» - что-то бесформенное, плохо управляемое,

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Отношения Руси и Золотой Орды 5.1. Форма зависимости. После нашествия Русь стала частью улуса монгольской империи, а с 60-х гг. XIII в. – независимого государства, получившего позже название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей создания Золотой Орды, земли которой впоследствии вошли в состав Русского государства. Начиная с XIII века история России неразрывно связана с историей Золотой Орды.

Тема: Древнерусское государство

Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости, установленной в результате монголо-татарского нашествия на Русь. Русские князья приезжали в ставку хана за ярлыком, подтверждавшим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле. Сюда они привозили дань, так называемый ордынский выход, и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. Имелся в Сарае и православный храм.

Власть хана была неограниченной. В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил беклербек (князь над князьями), а также чиновники - визиры и диваны. В города и области (улусы) рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки.

Государственное устройство Орды носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники.

Рис. 2. Государственно-административное устройство Золотой Орды

Золотая Орда была основана на очень удобно расположенных землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам. Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии, Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел. На берегах Волги, Яика (Урал), в Крыму и на др. территориях строились города.

Обитатели Орды представляли самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь кыпчаков. Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы.

Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Государственное устройство Золотой Орды было самым примитивным. Ее единство держалось на системе жестокого террора. Наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1313-1342 гг.). После него наступил период феодальной раздробленности.

В XV веке Золотая Орда распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.), Астраханское (1459 г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.

  1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. - Тверь, 1997.
  2. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М., 1998.
  3. Греков Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической истории. - М., 1979.
  1. Pravo vuzlib.org ().
  2. Rutracker.org ().
  1. Когда было основано государство Золотая Орда?
  2. Чем занималось основное население Золотой Орды?
  3. Каков был политический строй Золотой Орды?

1. Работа с картой.

Покажите Владимиро-Суздальское княжество и Новгородскую землю.

  • Покажите направления походов крестоносцев;
  • Покажите место Невского сражения.
  • Покажите место Ледового побоища.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Шведские феодалы и рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью (возможно несколько вариантов ответа):

  • а) обратить русских в католическую веру;
  • б) помочь населению избавиться от монголо-татарской зависимости;
  • в) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова;
  • г) превратить русских людей в своих работников.

Задание 2. Отметьте, в чем проявилось полководческое искусство Александра Ярославича в Невской битве

1. Заранее разведал расположение войск противника и его планы.

2. Использовал тактику засады.

3. Внезапно напал на лагерь противника.

4. Преградил противнику отход к кораблям.

5. Использовал прием обманного отступления.

6. Умело использовал особенности местности.

7. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения.

8. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения.

9. Хорошо изучил боевые приемы противника.


Задание 3.

В чем историческое значение борьбы русского народа с западными завоевателями?

(выберите правильный ответ)

1.Была устранена угроза со стороны западных государств.

2. Русь приняла новую религию – католицизм.

3.Русь отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских феодалов и немецких рыцарей.


Задание 4

  • Участники походов против Руси.

(выберите несколько правильных вариантов.)

  • а) шведские феодалы
  • б) племена ливов и эстов
  • в) немецкие рыцари

2. Как называлась битва, произошедшая на Чудском озере?

  • а) Новгородское сражение
  • б) Ледовая баталия
  • в) Ледовое побоище

Задание 5

3 . Какое из политических событий произошло позже остальных?

  • а) Крещение Руси;
  • б) Ледовое побоище;
  • в) Невская битва;
  • г) призвание варягов.

Урок для 7кл. Учитель Наталевич О. В.


План урока:

  • Государство Бату-хана.
  • Крымский улус.
  • Хаджи-Гирей.
  • Новые термины:
  • Крым.
  • Улус.
  • Мурзы.

Цель урока:

  • Доказать, что Золотая Орда была феодальным государством.
  • Найти и перечислить признаки феодального общества.

Вспомните:

  • Когда и как в первый раз побывали монголо-татары в Крыму?
  • Какие народы и государства контролировали Крым в середине XIII века?
  • Покажите их территории на карте.
  • Покажите территорию Золотой Орды и её столицу.


Государство Бату-хана

  • Хан из рода Чингизидов.
  • Монгольская знать – беи и мурзы.
  • Большинство населения – половцы.
  • Предположите, какими были занятия населения?
  • Какую религию исповедовали?

Занятия населения Золотой Орды

Сельское хозяйство

  • Кочевое скотоводство: лошади, овцы, быки, верблюды.
  • Выращивали просо, из него пекли лепёшки, варили «бузу» (напиток).
  • Из шерсти делали ткани, войлок, пояса, ковры…
  • Из кожи – обувь, ремни…
  • Из овчины – шубы, шапки…
  • Оружейное.
  • Плотницкое.
  • Ювелирное.

  • Как могло такое произойти?
  • Закон Чингисхана: уважительное отношение ко всем религиям.
  • Священники всех религий освобождались от налогов.
  • Изначально – язычество.
  • С конца XIII века, при хане Берке распространяется ислам.
  • В Крыму многие татары приняли христианство.

Крымский улус

  • Улус – провинция (1 из 14).
  • Возглавляют – улус-беи.
  • Местное население обязано было платить дань, неуплата наказывалась карательным походом.
  • Почему полуостров стал называться Крым?
  • Какие улусы были созданы в Крыму и в Северном Причерноморье?
  • Кто их возглавил?
  • Улус-беи: Ногай и Мавал.
  • Какой город стал столицей Крымского улуса?
  • Какую территорию Крыма контролировали татары?

Междоусобные войны

  • В конце XIII –XIV веках неоднократно ногайские войска вторгались с Крымский улус и подвергали его страшному разгрому.
  • Херсон пережил 4 погрома, последние жители покинули его во второй половине XV века.
  • В 1472г он упоминается как необитаемое место.

Хаджи-Гирей

  • Во второй половине XIV века в Крыму образовалось 2 ханства с центрами в Солхате и Кырк-Оре.
  • Борьбу за объединение повёл Хаджи-Гирей.
  • Он неоднократно отражал вторжение золотоордынских войск.
  • Окончательно утвердился в 1443г. Создано Крымское ханство.
  • Соседями татар в Крыму стали генуэзские колонии и княжество Феодоро.

  • Докажите, что Золотая Орда была феодальным государством.

Домашнее задание

  • Прочитать параграф 7.2.
  • Выучить записи в тетради.
  • Подготовить сообщение о генуэзских крепостях в Крыму.