Символы означающие добро и зло. Знак добра в разных культурах

VI век фактически начался в 502 году, когда в Уджарме умер Вахтанг Горгасал. Этим событием завершилась грузинская античность и началось грустное раннее средневековье. Мало что известно нам об этой эпохе. Государство почти исчезло, остались только личности. Начиналась эпоха зависимостей и оккупаций, которая растянулась примерно на 400 лет. Эпоха началась с такого необычного события, как церковный Двинский собор, о сути которого спорят уже полторы тысячи лет.

Уход в монофизитство

В период условного правления царя Фарсмана VI (542-557) в Грузию из Антиохии прибыла группа монахов, которые вошли в историю под именем Ассирийских отцов. Иногда их называют «сирийскими отцами». Это были Иоанн (Известный как Иоанн Зедазенский) и его ученики. Они поселились на Зедазенской горе и основали там монастырь Зедазени . Иоанн Зедазенский был похоронен в этом же монастыре и над его могилой позже возвели храм Иоанна Крестителя. Его ученик Шио (-559) основал Шио-Мгвимский монастырь западнее Мцхеты . Первый храм монастыря возвели уже после его смерти, в 560 - 580 годах.

Другой ученик, Давид, сперва жил в Тбилиси на горе Мтацминда , где сейчас находится Пантеон . Потом ушел в Гареджи и основал там знаменитый Давид-Гареджийский монастырь .

Ученик Иессей пришёл в Цилкани (в Мухранской долине), основал там Цилканский храм и был рукоположен в епископы. Так Цилкани стало одним из центров христианства в регионе.

Антоний Марткопский ушёл в восточную часть страны, поселился там в горах и позже основал Марткопский монастырь , где сейчас и похоронен.

Это все происходило фактически под иранской оккупацией, на фоне постоянных конфликтов с зороастрийцами. Например, Або, основатель монастыря Некреси , в результате был уведён в Мцхету и там казнён. Тело его увезли в Самтависи, а затем перезахоронили в городе Мцхета, в соборе Самтавро .

Фаддей Стефанцминдский построил храм в Урбниси . Другие ученики (Иосиф Алавердский, Пир Бретский, Стефан Хирсовский, Исидор Самтавнельский, Микаэль Улумбалельский и Зенон Икалтойский) основали монастыри в других местах Грузии. Так началось грузинское монастырское движение.

Вероятно это были отзвуки расцвета монастырского движения в Византии при Юстиниане.

Ликвидация грузинского царства

В 570-е годы прошло несколько небольших войн, в результате которых персы ушли из Западной Грузии.В 575 году византийцы вторглись в Сванети и захватили местного проиранского князя. В 582 году шах Ормизд IV совершил поход в Эгриси и Сванети.

В580 году в Иберии умирает Бакур III , и персы решают ликвидировать даже видимость царской власти. Потомки царя попрятались - кто в Кахети, кто на юге, в Джавахети. Среди них был человек, который вошел в историю, как Гурген I . Он был родственником Ваханга Горгасала и владел кое-чем в Кларджети . В 572 году он попробовал восстать против персов, но вынужден был бежать в Византию.

В 582 году императором Византии становится Маврикий, и за персов принимаются всерьёз. В 586 году персов разбивают в сражении при Салахоне, а ещё через пару лет персидский военачальник Бахрам Чубин поднимает восстание и в 590 году объявляет себя шахом. Интересно тут то, что Бахрам происходил из династии Михранидов и был, таким образом, дальним родственником царей Иберии.

Законный шах просит помощи у Византии, и в 591 заключается Ктесифонский мир, который оговоривает новую границу между Ираном и Византией в Закавказье. Византии достаётся вся Армения к западу от Еревана и большая часть Иберии - как минимум всё Боржомское ущелье и Горийская равнина до самой Мцхеты. Мцхета становится столицей византийской части Иберии, Тбилиси остаётся на иранской территории. Граница прошла где-то в районе современной Земо-Авчальской гидростанции.

На новоприобретённой территории греки создают Аванский католикосат (православный). На иранской территории остается Двинский католикосат (монофизитский). В эти годы в Армении строится Аванский собор , который породит целую эпоху в архитектуре Закавказья.

Очень интересный, хотя и не вполне ясный вопрос: вошла ли византийская часть Иберии (с Мцхетой) в состав Аванского католикосата? Именно в 591 году католикосом Картли стал Бартоломе. Может быть, визатийская часть страны таки стала частью Аванского католикосата, а Бартоломе управлял иранской частью. Этот вопрос важен, чтобы понять, кто именно построит храм Джвари через 10 лет.

Граница Византии и Ирана по Ктесифонскому миру. Тбилиси не обозначен - он около Мцхеты на иранской территории. Судя по этой карте, Мцхета относилась к аванскому католикосату.

Персы теряли позиции. Еще в 588 они ушли из Иберии, и грузинское население попросило императора Маврикия прислать им царя. Маврикий прислал Гургена, присвоив ему административное звание «куропалат» (κουροπαλάτη). В Грузии его называли эрисмтаваром. В итоге появилось то, что по-русски называют Картлийское Эрисмтаварство, а на английский это обычно переводят как Principate of Iberia.

Особенность тех лет - большое количество персов-зороастрийцев в Иберии, в частности - в Мцхете. Это наглядно видно по истории Святого Евстафия Мцхетского . Он был этническим персом по имени Бгробандав, переехал в Мцхету после 575 года, проникся христианской философией, а в 582 году католикос Самуил IV крестил его под именем Евстафия. Мцхетские персы выслали его в Тбилиси, к сатрапу Арванд-Гунабу, причем вместе с Евстафием уехало еще довольно много мцхетских персов-христиан. Их отправили в тюрьму на 6 месяцев, потом отпустили, а затем Евстафия снова арестовали и стали склонять к зороастризму. 29 июля 589 года Евстафий был обезглавлен по приказу сатрапа Бежан-Бузмила. Его тело было захорнено под престолом собора Светицховели, а 29 июля стало днем его поминовения.

Похоже, что Евстафий погиб в поледний год персидского присутствия, немного не дожив до прихода курапалата Гургена. Интересно, был он монофизитом или православным?

С приходом Гургена в Иберии установилась новая династия, которую некоторый причисляют к Багратионам, а некоторые - нет. Гургениды (Гуарамиды) правили страной до её распада в 786 году.

Так закончился грузинский VI век. Единственым видимым его следом сейчас является храм Анчисхати, храм Иоанна в Шио-Мгвимском монастыре и базилика в Цандрипше. И еще немножко недатированных храмов.

Япония в хрониках Китая

Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.

В «Книге Поздней Хань» уцелела заметка о делегации вана одной из японских стран На, которому в 57 году китайский император подарил золотую печатку.

В хрониках китайской империи Вэй «Предание о людях ва», датируемых третьим веком, говорится о 30 японских странах, из которых самой могущественной страной был Яматай. В письменах утверждается, правительница Яматай женщина-ван Химико имела большую власть благодаря использованию «чар для одурманивания людей». В 239 году Химико направила в Вэй делегацию с данью и китайский император наградил ее титулом «вана японцев, вторая Вэй» и сотней зеркал из бронзы. Из-за большого числа неопределенностей в упоминании о Яматай археологи с историками до сих пор не могут точно определить, где располагалась эта страна. Одни утверждают, что она находилась в районе Кинки, другие - на северной части острова Кюсю.

Япония 3 век

Государство Яматай было вынуждено войти в китаецентричную систему международных отношений Восточной Азии. В соответствии с этой схемой, сформированной в период царствования династии Хань, Китай начинал вести диалог с зарубежными правителями только если они признавали господство императора Китая и платили дань. В ответ китайский император оказывал иностранному предводителю политическую и военную поддержку и давал разрешение на торговлю с Китаем.

Хозяйство и общество

В китайских хрониках упоминается, что в 1-2 веке н. э. японцы выращивали просо, рис, коноплю. Они создавали холсты и шелк, добывали жемчуг и сапфиры.

Китайцы утверждают, что зимой можно было выращивать овощи, климат был теплый. В качестве оружия в основном использовали копья, стрелы с костяными наконечниками, щиты для защиты.

Мужчины наносили татуировки на тело и лицо, которые определяли их социальное положение.

Города были обнесены частоколом. Дома были разделены на отдельные помещения для мужчин и женщин, для молодых и стариков, также присутствовала общая комната. Отсутствовали столовые приборы, хотя посуда была. Японцы в большом количестве употребляли алкогольные напитки. Обувь не носили. Среди японцев было множество долгожителей, которые доживали до 100 лет. Количество женщин было большим, многие имели по 2-3 жены, богатые 4-5 жён. Мужская одежда состояла из горизонтальных отрезков ткани. Женщины обматывали голову своими волосами, в качестве косметики использовали киноварь. Воровство происходило редко. Преступника отдавали в рабство вместе с семьёй, за серьезные преступления убивали всю семью. Умершего не хоронили 10 дней, постились и оплакивали его. Перед морским плаванием один из членов команды корабля соблюдал пост, не мылся, не расчёсывал волосы, не разговаривал с женщинами. Если плавание проходило неудачно, этого человека убивали, так как считали, что все беды из-за того, что он плохо постился.

Ямато. Период кофун (Япония в 4-6 веках нашей эры)

Япония перестает упоминаться в китайских хрониках в 4 веке н.э. В Китае началась эпоха междоусобиц, которые подорвали его авторитет на международной арене. Вместе с этим на Корейском полуострове образовались три государства - Силла, Когурё и Пэкче, каждое из которых стремилось захватить власть над всей Кореей. На фоне этих событий государство Ямато, которое располагалось в регионе Ямато нынешней префектуры Нара, также начала стремиться объединить Японию. Письменные упоминания о том, как возникло это государство, отсутствуют, однако историки считают, что усиление его влияния связано с популяризацией культуры курганов кофун в центральной части Японии.

Обычай хоронить в земляных курганах кофун богатых и влиятельных людей появился на Японских островах в 3 веке и поддерживался до середины 6 столетия н.э. Эта эпоха носит название периода кофун, а культура этого времени называется «культурой кофун». Курганы могли быть разных форм, тем не менее наиболее распространены были кофуны, при взгляде сверху напоминавшие замочную скважину. В основном подобные захоронения использовались в Ямато и Кавати, где сейчас располагаются префектуры Нара и Осака, что указывает на союз знатных родов этих районов. На юг культура кофун распространилась до префектуры Кагосима, а на север - до префектуры Иватэ. Археологи и историки считают, что распространение культуры курганов связано с постепенным захватом страной Ямато территорий Японских островов.

Предположительно Ямато имела федеративное устройство. Страной руководил вождь окими, глава яматских родов, он имел всю полноту религиозной и военной власти. Ему подчинялась региональная знать, которая была объединена в роды удзи. В зависимости от статуса удзи вождь окими наделял руководителей родов титулами кабанэ, которые определяли позицию рода в иерархии правительства. Такая система организации государства носила название родово-титулярной.

Курган кофун Дайсэн (г. Сакаи)

Фрески в кургане Такамацудзука

Железный доспех времен Ямато

Внешняя политика Ямато

Страна Ямато активно участвовала в делах восточноазиатского межнационального сообщества и нередко вмешивалась в политику южнокорейского государства Пэкче. В 4 веке н.э. Ямато оказало военную помощь Пэкче в конфликте с северокорейским государством Когурё, и за это получило южные земли Мимана. На это указывает текст стелы, возведенной в честь правителя Когурё Квангетхо. В 5 веке лидеры Ямато пытались дипломатическими средствами получить власть над корейским полуостровом, для этого они просили помощи у Китая. В письменных хрониках китайской династии Сун рассказывается о «пяти японских ванах», которые в период с 413 по 478 год отправили к императору Китая 10 делегаций с просьбой признать их правителями юга Кореи. Так как Ямато признавало господство Китая, Китай оказал Ямато военную и политическую поддержку в противостоянии с Когурё. В шестом веке Пэкче и Ямато создали союз для оказания сопротивления другому корейскому государству под названием Силла. Однако эта война не принесла успеха и закончилась присоединением Миманы к Силле в 562 году.

Благодаря тому, что правительство Ямато проводило энергичную внешнюю политику, в Японию было ввезено множество достижений цивилизации материка. Китайские и корейские переселенцы, поселившиеся на Японском архипелаге передавали японцам новые умения - методы создания прочных керамических изделий, способы ювелирной обработки металлов, строительное искусство, иероглифическую письменность и познания в медицине.

В 6 веке правитель Пэкче передал яматоской знати буддистские образы и сутры. Таким образом в Японию пришел буддизм. Однако по отношению к новой вере среди японцев возникли споры, впоследствии переросшие в религиозную войну. Сильный род Сога требовал принять буддизм, как его приняли соседние государства, а древний род Мононобэ защищал старинные верования. Обладая поддержкой эмигрантских родов, Сога в 587 году разгромили Мононобэ и сосредоточили всю власть в стране в своих руках.

Жанр статьи - История Японии

Разорение и упадок культурных традиций античного мира. Одновременно в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос. Черты упадка проявляются во всех областях жизни: утрачивается стремление к образованности. Наступает время усиления христианской ортодоксии. Практически исчезают центры, где можно было получить высшее образование.

Начало формирования на территории бывших римских провинций в Европе «варварских государств – остготов и лангобардов в Италии, вестготов в Испании, англо-саксов в Британии . Отличие этих новых государств как от Рима, так и от традиционных родо-племенных обычаев и традиций. Единство этого конгломерата различных государств состояло в том, что все они вышли из римского мира и в связи с этим были интегрированы, в той или иной мере в латинскую культуру. что проявлялось в усвоении латинского языка, норм римского права и приобщении.к широко распространившемуся, к этому времени в римской империи христианству.Процесс этот был длителен и сложен и продолжался. на всем протяжении раннего средневековья. Одновременно с этим, в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос.

Начало славянской экспансии

Бенедикт Нурсийский - устав, который был положен в основу монастырской жизни католической церкви. Согласно этому уставу, бедность была личным обетом монаха и распространялась на весь монастырь, орден или иную организацию. День монаха был тщательно расписан между молитвой, физическим трудом и чтением Писания, переписыванием религиозных текстов. Этот устав иногда называют “первым трудовым законодательством Европы” 73 .

Хлодвиг (династия Меровингов) – король франков, при котором они подчиняют себе всю Галлию. Хлодвиг сохранил римскую администрацию, но управлял по франкским законам («Салическая правда» 74). Принял ортодоксальное христианство, но обладал такой же властью над епископами, как и императоры Византии.

Повсеместно в Италии, Галлии, Испании наблюдается утрата связи с античной культурной традицией. Она сохраняется лишь в некоторых монастырях. В них с VIвека начинают вести запись событий по годам - «Аналы» (послеXIII-XIXвв. их сменят «Хроники»).

Смерть Теодориха ,получившего титул«Великий». В Италии смуты, восстания местного населения против власти остготов.

Византийский император Юстиниан 1 стремится подчинить себе Италию.

493,499,

Вторжения славян в пределы Восточной римской империи.

Славяне и Европа

Рубеж 5-6 веков – время начала соприкосновения с Римской империей славян, которое делится на два периода и продолжается вплоть до 10 века. Весь 6 век проходит под знаком давления славян на Византию. В этот период вторжения славян в пределы Римской империи по своим последствиям было равнозначно вторжению германских племен. В этот период на рубежах Византийской империи и вокруг Константинополя строятся оборонительные сооружения, отделяющие ее от земель, заселенных славянами, но это не останавливает их натиска. В этом веке славяне осуществляют прорыв на Дунае и проникают на Балканский полуостров в Македонию, Истрию, Далмацию, занимают часть Греции.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи, выходят к Дону, колонизируют междуречье Волги и Оки , подходят к Ладожскому озеру, Неве, Нарве. Коренное население этих областей: тюркские, финно-угорские, прибалтийские племена, - ассимилируются восточными славянами и привносят в их образ жизни свой духовно-культурный вклад.

До первых веков нашей эры славяне были единым целым. К 6 веку они разделились на три части : венедов(обитавших к северо-востоку от Карпат в верховьях р. Вислы) , склавинов (обитавших к Западу от р. Днестр и в Прикарпатье) и антов (живших между Днестром и Днепром и к северу от Азовского моря).

Позднее на основе этих племенных групп о формились западные и восточные славяне. Ядро западных славян составили склавины и венеды , восточных анты. Анты исчезают с исторической арены к концу 6 века. Никаких упоминаний о восточных славянах в источниках вплоть до 9 века нет. Однако развитие восточных славян не прерывалось, анты были лишь частью восточно-славянских племен.

К концу 6 века руководящая роль у восточных славян переходит в росам (русам ). Первое упоминание о них относится к 6 веку. Обитали они в Приднестровье в бассейне р. Роси . В 6-7 веках имя «русы» вытесняет другие племенные названия и распространяется на всю территорию лесостепной полосы Восточной Европы, заселенную славянскими племенами.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи и Нарве.

В «Повести временных лет» упоминаются 13 восточнославянских племен:

1. Поляне (русь) - р-н г. Киева;

2. Северяне к востоку от полян в бассейнах рек Десны, Сейма, Суры, Св. Донца;

3.Уличи – южнее полян в Междуречье Днепра и Буга;

4. Д ревляне – западнее полян в припятском Полесье;

5. Дулебы (волыняне) – еще западнее на Волыни и Галицкой земле;

6. Хорваты – крайние на Западе, Закарпатье;

7. Тверцы от Днестра до нижнего течения Дуная;

8. Дреговичи – на севере от древлян и полян по р. Сожу;

9. Родимичи – восточнее дреговичей;

10. Вятичи – восточнее дреговичей в глухих лесах по р. Оке и далее; 11. Кривичи – в северных областях восточнославянской территории в верховьях Днепра, Волги, Зап. Двины;

12. Полочане – по р. Двине;

13. Словены бассейн р. Двины, Волхова, Ильмень озера.

Описание этнического облика русов сохранилось в текстах в византийских и арабских текстах 6-10 веков.

Христианизация восточных славян начинается после их проникновения на Балканский полуостров и захвата греческих территорий и установления достаточно тесных контактов с Византией. Они осуществлялись посредством постоянных торговых связей с Византией и Востоком, а также благодаря службе славянских дружинников в византийских войсках, где они отличались высоким уровнем военного искусства, храбростью, мужеством и жестокостью. Активный характер она приобретает в 9 веке при византийском патриархе Фотии. К этому времени постоянные конфликты Византии и славянских племен сменяются стремлением Византийских императоров установитьславян к колонизации незаселенных территорий греческого мира, отношения взаимовыгодного сотрудничества и даже привлечь. В этот период славяне проникают не только в северную, но и в среднюю и южную Грецию, на Крит и Юг Италии. В середине 8 века в текстах средневековой Европы Македония именуется «Склавинией», а юг Пелопоннеса «Славянской землей» (slavinia terra) 75 .

В 9 веке – синхронно для западных и восточных славян начинается христианизация славянского мира . В 863 году, под патронажем Фотия была осуществлена миссия «первоучителей» славян византийских монахов Кирилла (Константина) и Мефодия в Великую Моравию. Ими была создана славянская грамота и переведены на славянский язык ряд священнослужебных книг. В 865 году было осуществлено крещение Болгарии .

В 864-866 Первое крещение Руси .

В 869 – керещение сербов

В 7-8 вв . основным занятием славян было примитивное (подсечное) земледелие. Повсеместно развито ремесло (производство с/х орудий, оружия, столярных изделий). В 9 в. появляются на территориях, заселенных славянскими племенами, города с постоянным населением, состоявшем в основном из купцов, ремесленников, дружинников князя (Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск). В 9-12 веках оформляются два древнейших государственных центра восточных славян: Киевская Русь куява ) славянских племен среднего Приднестровья – полян, северян, вятичей) с центром в Киеве и Новгородская Русь (ее ядром стал политический союз (славия), в него вошли племена чудь, словене, меря, кривичи) с центром в Новгороде.

Закрытие Платоновской академии.

Византийский полководец Велизарий высаживается в Италии.

Захват Рима Велизарием.

Остготы во главе с королем Тотилой изгоняют византийцев из Рима и отвоевывают большую часть Италии, Сицилию, Сардинию и Корсику.

Византийский полководец Нерсес разбивает войска Тотилы.

538 -594

Григорий Турский – епископ г. Тура в своей «Истории франков» сожалеет об утрате античного наследия в результате того,что изучение свободных искусств пришло в упадок, или, скорее, совершенно исчезло в городах Галлии. Традиция перестала с этого момента быть живым опытом, оставаясь прекрасным воспоминанием. За этими словами сожаления образованного христианского мыслителя стоит осознание того очевидного факта, что наступило время упадка культуры раннего Средневековья, которое сопровождалось уходом культуры в монастыри.

Григорий I (Великий ) – папа римский. Идеолог ортодоксального христианства .Стремился к расширению влияния христианской церкви на всю Европу. Провозгласил папу высшим судьей над любыми делами. Обратил в христианство лангобардов. Приобщил к Риму территории, ставшие затем основой «Папской области». С горечью писал об утрате «римского порядка»: «Повсюду мы видим войну, Повсюду слышим стенания. Наши города разрушены Наши деревни стоят пустые». Вместе с тем в своих богословских сочинениях и действиях в качестве верховного иерарха церкви решительно выступал против использования в монастырских школах памятников и опыта античной культуры. Так в письме к одному из епископов (600) он писал: «Нам так много хорошего говорили о ваших занятиях, и в сердце нашем поэтому родилась столь великая радость…Но потом дошло до нас, о чем мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь какой-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление, так что все то, о чем я говорил выше, обратило меня в горе и печаль… если вы докажете ясно, что все рассказанное о вас ложно, что вы не занимаетесь вздорными светскими науками, то мы будем прославлять Господа нашего, который не допустил оскверниться устам вашим богохульственною хвалою такого, о чем нельзя и молвить…» 76 .

Италия полностью завоевана Византией.

Нападение славян на Константинополь.

Остготы частично истреблены, частично изгнаны из Италии.

Завоевание большей части Италии восточно-германскими племенами лангобардов (они в наименьшей степени, чем другие германские племена подверглись романизации. Их называли народом «еще более диким, чем все остальные дикие германцы»)

Окончательное разрушение римского порядка, еще сохранявшегося готскими правителями.

УпадокИталии. Гибель и разрушение городов: население Рима сократилось с миллиона до 50 тыс. человек. В городе стали сеять хлеб. Милан был снесен до основания. Неаполь разграблен,Кампанья – житница Италии – превратилась в пустыню. Резко сократилось население Италии.

Король вестготов Реккард , исповедовавший арианство, принимает католичество и приказывает сжечь все арианские книги. В Испании наступает период строжайшей христианской ортодоксии.

Римские обычаи на территории бывших провинций римской империи еще сохраняются хотя и в христианизированной форме.В городах Галлии они фактически исчезают. Умирает эпоха великих христианских теологов и философов христианской античности. Постепенно утрачивается интерес к античной традиции, которые возродится только в VII веке. В VI веке окончательно утверждается христианская ортодоксия.

VI - VII

Заселениеславянами Балкан.

VI VIII

Вестготское королевство в Испании .В нем была сохранена римская административная система. Образование. Короли пользовались абсолютной властью, они издавали законы и собирали налоги. Власть короля была приоритетной и по отношению к власти церкви. В городах и епископских центрах сохранились школы, в которых изучались наряду с богословием и правом «свободные искусства». В VI веке на смену распространенному арианству пришло католичество.