Сенсорно моторная алалия признаки в 2 года. Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка: обследование, лечение, занятия дома

Обычно дети отличаются своей говорливостью. Как только они научаются человеческой речи, они тут же пробуют свои навыки коммуникации. Однако некоторые родители могут заметить, что их детки неразговорчивые. Они стесняются? У них проблемы с речью? Все возможно, что требует разбирательства, поскольку может выясниться, что у детей наблюдается алалия. Это особое заболевание, которое имеет сенсорный и моторный вид, симптомы и лечение которых рассмотрим в данной статье.

Что такое алалия?

Что такое алалия? Это заболевание, при котором у ребенка наблюдается частичное или полное отсутствие речи при сохраненном интеллекте и нормальном слухе. Одни специалисты считают данное расстройство заболеванием, другие – синдромом. Отмечается при этом недоразвитость определенных отделов головного мозга, которые отвечают за речевые способности человека. Данное отклонение могло развиться как в период внутриутробного развития, так и после рождения малыша.

Обычно алалия имеет 3 вида своего проявления:

  1. Моторная.
  2. Сенсорная.
  3. Комбинаторная (смешанная или сенсомоторная).

Каждая характеризуется зоной своего проявления, степенью и механизмами патологии.

Поскольку у малыша сохранен интеллект и нормально сформирован речевой аппарат, он активно познает мир. Сложность в выявлении алалии заключается в том, что ребенок не сразу начинает разговаривать. Вполне естественно, что первые 3 года он может не вызывать подозрений у своих родителей. Только в том возрасте, когда он должен уметь хорошо разговаривать и не закрывать рот, могут ярко проявиться те или иные признаки дефицитарности речи.

Родители могут заподозрить алалию у детей по следующим признакам:

  • Неграмотность.
  • Бедный словарный запас.
  • Дефекты в звукопроизношении.
  • Поздняя речевая реакция.
  • Нарушение слогового строения.
  • Нарушение фонематических процессов.

Первые догадки могут пасть на неправильное обучение ребенка. В таком случае следует вести к логопеду, который занимается устранением речевых недостатков, проявляющиеся из-за недоразвитости речевого аппарата. Однако при диагностике ребенка он обозначит другие причины молчаливости ребенка, что будет требовать обследований у других врачей.

Первые признаки

Первые признаки алалии у детей начинают проявляться в двухлетнем возрасте, когда они пытаются произносить слова, строить фразы. Если наблюдаются определенные признаки, необходимо быстро приступить к их лечению, поскольку заболевание будет развиваться. По каким признакам можно определить алалию у детей?

  1. Непонимание слов родителей.
  2. Нарушение движений.
  3. Замедление умственного развития.
  4. Коммуникация со взрослыми осуществляется жестами.
  5. Повышенная раздражительность.
  6. Ошибки в склонениях и падежах, в числах.
  7. Отсутствие навыков самообслуживания.

Поскольку недуг выражается в непонимании человеческой речи, ребенок может постепенно отгораживаться и отдаляться от взрослых и других детей. Некоторые могут принять данное поведение за аутизм или умственную, психическую недоразвитость. Неправильный диагноз приводит к неправильному лечению. Проблема усугубляется еще и невозможностью определить уровень слуха малыша.

Если родители заметили, что ребенок медленно развивается на уровне слов, не прогрессирует в своих навыках, остается на прежнем уровне, тогда они должны забить тревогу. Чтобы четко понимать, как развивается речевой аппарат, необходимо изучить литературу по особенностям его развития у малышей.

При развитии того или иного вида алалии наблюдаются следующие различия:

  • Восприятие и понимание речи, слух при моторной алалии сохранены, при сенсорной — нарушены.
  • Сенсорная алалия характеризуется наличием эхолалии, а моторная – отсутствием.
  • Повторение слов или фраз становится невозможным при моторной алалии, при сенсорной – наблюдается, однако дети не понимают значения своих слов.
  • Невербальные или речевые способы общения наблюдаются при моторной алалии, а при сенсорной – могут полностью отсутствовать из-за отсутствия желания вступать в общение.

Мероприятия по коррекции речи должны проводиться в игровой форме, чтобы не утомлять ребенка.

Моторная алалия

Повреждение лобно-теменной доли головного мозга приводит к развитию моторной алалии. Часто такие дети являются объектами гиперопеки, что и неудивительно, поскольку они зачастую получают травмы при рождении либо страдают от серьезных заболеваний в первые годы своей жизни. Вот почему такие детки часто являются капризными, раздражительными и излишне упрямыми.

Определить моторную алалию можно по следующим симптомам:

  1. Недоразвитость артикуляционного аппарата, что выражается в невозможности двигать органами ротовой полости, которые участвуют в формировании речи.
  2. Отсутствие навыков самообслуживания, которые прививаются детям в раннем возрасте.
  3. Нарушение координации движений: частые падения, невозможность пройтись по бревну или попрыгать на одной ноге.
  4. Неправильное развитие речи, что проходит от полного его отсутствия до произношения фраз с некоторыми ошибками.

Моторная алалия проявляется в 3 стадиях развития:

  1. На первой стадии люди не могут понять смысла слов ребенка. Он не может выражать свои эмоции и мысли через слова. Только по мимике, жестам и конкретной ситуации можно понять, о чем говорит малыш.
  2. На второй стадии ребенок уже способен выразить свои мысли более понятными людям словами.
  3. На третьей стадии малыш способен составлять предложения с использованием правильных слов, однако совершает грамматические и лексические ошибки.

Если родители ошибочно воспримут неразговорчивость ребенка или неправильность произношения им слов за лень, тогда они могут запустить недуг. Врачи диагностируют заболевание путем проверки речевого аппарата и его использования, анализов на электроэнцефалограмме, а также при тестировании слуховых и интеллектуальных навыков.

Естественно, что корректировка моторной алалии происходит в речевой направленности, а также продолжении обучения малыша и даче знаний об окружающем мире.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия проявляется в непонимании ребенком речи окружающих. Наблюдается существенный разрыв между звучанием и смыслом слова, что приводит не только к непониманию, но и к отсутствию желания использовать речь. Вот почему вскоре ребенок постепенно отгораживается от людей, искажается его зрительное восприятие, замедляется умственное развитие.

Именно таким деткам часто ставят неверные диагнозы, например, олигофрения или аутизм, что приводит к неверному лечению.

Легче всего ребенку воспринимать речь по утрам. Уже ближе к вечеру происходит утомление, что значительно снижает восприятие ребенком речи окружающих. Пассивный словарь ребенка пополняется медленно из-за неспособности понимать значение и звучание слов. При этом он может как реагировать на акустические негромкие звуки, так и полностью их игнорировать. Вот почему при работе с таким ребенком не имеет никакого значения громкость произносимых слов. Если повышать голос, можно таким образом отличить лишь слабослышащего малыша от алалика. Однако данный подход не будет иметь эффекта.

Также малыш может обращать внимание на звуки, которые здоровыми людьми обычно игнорируются, например, пение птиц, капание воды. Поскольку звуки являются продолжительными, малыш может жаловаться на головную боль или быть раздражительным.

Высокая речевая активность является одним из признаков сенсорного алалика. Малыш может повторять слова, только что услышанные, пытаясь из них составить предложения. Однако смысла их он не понимает. Смысл их предложений непонятный не только окружающим, но и самим малышам. При этом наблюдается четкость речи, активная жестикуляция и даже заинтересованность собственным голосом и речью.

Помимо этого наблюдаются такие признаки:

  • Расстройство личности.
  • Умственная недоразвитость.
  • Трудности в поведении.

Симптомы

Самым ярким симптомом алалии является дефект речи, который проявляется в различных формах: полным отсутствием, бессвязными речами, грамматическими и лексическими ошибками. Порой речь у ребенка не формируется до 12 лет, несмотря на все развивающие упражнения и игры.

Моторная алалия выражается отсутствием экспрессии в речи малыша. Может полностью отсутствовать лепет. Ребенок сначала не произносить слова из-за непонимания их смысла, потом старается составить предложения более понятными словами, лишь на последнем этапе возникают попытки правильно говорить, однако ошибки наблюдаются. Вместе с тем все это сопровождается интеллектуальной отсталостью. Словарный запас скуден, а навыки к письму развиваются очень поздно.

Сенсорная алалия характеризуется непониманием связи между произношением слов и объектами, которые они передают. Таким образом, задержка в использовании слов может стать явной. Ребенок потом начинает говорить, однако бессвязно и порой коверкая слова, подбирая похожие по звучанию. Он не понимает, что говорит. При этом малыш может не реагировать на зов, однако обращать внимание на тихие звуки. Здесь тоже наблюдается умственная отсталость.

Речевой аппарат развивается очень медленно. По окончании младенчества у ребенка может наблюдаться не более 100 слов словарного запаса. Это не дает прогнозов на дальнейшее развитие малыша, однако точно указывает на заболевание.

Помимо речевых дефектов у малыша наблюдаются различные психические расстройства в связи с недугом:

  1. Невроз.
  2. Раздражительность.
  3. Сниженное внимание.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Низкая работоспособность.
  6. Задержка в развитии психики.

Проблемой алалии эффективно занимаются специалисты на сайте психотерапевтической помощи сайт. Диагностику и лечение должны проводить только врачи, поскольку родители не обладают достаточными знаниями по корректировке речи алалика.

Лечение

Оставлять проблему без внимания не следует. В редких случаях она устраняется путем тех мероприятий, которые проводятся родителями. Зачастую без помощи специалиста не обойтись. Все начинается с диагностики, которая помогает определить правильный подход к лечению алалии.

Иногда мероприятия могут быть легкими, что потребует лишь занятий родителей с малышом. Вскоре речевой аппарат будет развит, и ребенок сможет быть похожим на остальных детей. В любом случае лечебные мероприятия необходимы.

При легкой форме алалии речь идет о логопедических занятиях, где происходит корректировка слов и грамматики ребенка. Систематические занятия позволят устранить все недостатки, которые связаны с речью малыша.

При тяжелых формах алалии проводится не только терапия. Речь идет о грубых повреждениях отдела головного мозга, что требует особого лечения.

В общем лечение алалии проводится следующими мероприятиями:

  • Логопедический массаж – упражнение на развитие мускулатуры артикуляционного аппарата.
  • Логопедические занятия.
  • Микротоковая рефлексотерапия, при которой идет воздействие на отделы головного мозга, отвечающие за речь, желание говорить, пополнение словарного запаса и т. д.

Эффект от использования лекарств еще не доказан, однако проводятся исследования, где готовятся медикаменты для формирования мозговых компонентов (кортексины, гаммалоны, когитумы, цераксоны, витамины В12 и В15). Также проводится водолечение, физиотерапия, лазеротерапия. Малыш проходит через занятия по развитию мелкой моторики и когнитивных функций (памяти, вниманию, мыслительной деятельности). Наглядные материалы при пополнении словарного запаса тоже активно используются в домашних условиях.

Занятия проводятся как в специальных учреждениях, так и дома, в зависимости от степени заболевания.

Прогноз

Прогноз при лечении алалии неоднозначен. Обычно дети быстро восстанавливаются в речи и своем психическом развитии. Однако врачи не могут давать гарантий проводимых им мероприятий. Все зависит от:

  • Своевременности выявления болезни и проводимого лечения.
  • Степени тяжести.
  • Качества неразвитой речи (насколько запущена болезнь и как развивалась).

Обычно дети при сенсорной алалии быстрее излечиваются, нежели малыши при моторной. На продолжительность жизни алалия не влияет, однако значительно портит ее малышу, который не только не может контактировать с другими детками и взрослыми, но и сам неправильно развивается под воздействием собственного недуга.

Итог нелечимой болезни – полная изоляция от социума, изгнание. Результат проводимого лечения может стать самым невероятным – полное восстановление речи и психики.

Немаловажным здесь становится знание родителями о том, как можно избежать подобного недуга у ребенка. Если вы ждете малыша, тогда следует:

  • Постоянно наблюдаться у гинеколога.
  • Принимать назначаемые лекарства и витамины.
  • Следить за течением беременности.
  • Прибегать к стимуляции родов, если наступил срок.

Следует постоянно обследоваться у врачей после рождения малыша, чтобы они контролировали процесс его развития и формирования. В семье должна быть благоприятная обстановка, чтобы ребенок мог спокойно развиваться на физическом и психическом уровнях. При выявлении отклонений не следует ждать, что «все само рассосется». Чем дольше ребенок не получает медицинского лечения, тем серьезнее становится его проблема.

Первый членораздельный звук, сказанное слово или предложение от ребенка для родителей – всегда особое событие. При достижении более осознанного возраста дети становятся очень разговорчивы и болтают без умолку. Бывает и так, что ребенок растет, но окружающие начинают замечать у него проблемы с речью. Это явление бывает симптомом детского заболевания – алалии. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение, тем больше шансов у малыша на восстановление членораздельной речи.

Алалия у детей

Общее недоразвитие речи (ОНР) или алалия – это отсутствие речи или ее недоразвитие при учете хорошего слуха и нормального развития интеллекта у ребенка. К возникновению явления приводят органические нарушения корковых частей головного мозга. В отличие от афазии (расстройство раннее сформированной речи) алалия характеризуется полным отсутствием экспрессивной и импрессивной речевой деятельности. Реже у таких детей наблюдается скудный словарный запас с нечленораздельными звуками.

Причины

Алалия бывает врожденной или рано приобретенной в доречевом периоде (в первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга). К внутриутробным органическим нарушениям речевых центров головного мозга могут привести следующие факторы:

  • асфиксия плода;
  • внутриутробное инфицирование ребенка;
  • сильный токсикоз во время беременности;
  • угроза самопроизвольного выкидыша;
  • хронические соматические болезни у матери – гипотония, артериальная гипертензия, нарушения функций легких или сердечная недостаточность.

В анамнезе детей с данной патологией часто прослеживается участие не одного, а целого ряда факторов-провокаторов. Алалия может развиться на фоне гипоксии плода, отягощенной осложнениями во время родов, недоношенности, преждевременного родоразрешения или во время внутричерепной травмы у ребенка из-за неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений.

Некоторые исследования нашли взаимосвязь между нарушением развития речевого центра и наследственностью. К появлению алалии могут привести длительные заболевания у детей в первые годы жизни, проведение операций с применением общего наркоза. Этиопатогенетические причины алалии (факторы, возникшие в первые годы жизни малыша) включают:

  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложненные вирусные заболевания – пневмония, ОРВИ, грипп;
  • рахит;
  • гипотрофию.

В результате органических повреждений речедвигательного анализатора, у ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов, которые часто остаются нейробластами – нервными окончаниями, сформированными на стадии зародыша. В результате таких нарушений снижается возбудимость нервных окончаний, инертность основных процессов головного мозга, функциональная истощаемость.

Классификация

Существует несколько типов патологии, которые различают по зоне поражения головного мозга, степени и механизму развития. Официальная медицина виды алалии делит по системе Ковшикова на:

  • Моторную патологию (Alalia motoria) – неправильное развитие экспрессивной речи. Ребенок понимает, что ему говорят, но ему сложно произносить слова самому. Моторная алалия разделяется еще на два типа, в зависимости от зоны поражения мозга:
    1. афферентный – поражение нижних теменных отделов левого полушария с кинестетической артикулярной апраксией;
    2. эфферентный – неправильное развитие премоторной коры (центр Брока) с кинетической артикулярной апраксией.
  • Сенсорные отклонения (Alalia sensoria) – недоразвитие импрессивного типа речи. Патология возникает при поражении коркового отдела центра Вернике (задней верхней височной извилины). Ребенок хорошо слышит окружающих, но не понимает их речь.
  • Слухоречевой тип отклонений (сенсомоторная алалия) – поражается вся сенсомоторная область коры мозга. Малыши с такими отклонениями не только не могут воспроизвести звуки, но и не понимают, что им говорят взрослые.

Симптомы алалии

Общая клиническая картина заболевания характеризуется поздним появлением речевых реакций у ребенка, скудностью словарного запаса, неправильным звукопроизношением и нарушением фонематических процессов. У детей-алаликов часто наблюдаются невротические реакции на свою бессвязную речь, вторичная задержка психологического развития, аграмматизм.

Они быстрее устают, по сравнению со сверстниками, обладают пониженной подвижностью и плохо концентрируют внимание. Если заболевание вовремя не начать лечить, в процессе школьного обучение алалия может перейти в нарушения письменной речи – дисграфию или дислексию. Помимо общей симптоматики, в зависимости от формы патологии, могут присутствовать и другие признаки речевых отклонений.

Моторная

К характерным признакам этого типа патологии относят недоразвитость первичных речевых проявлений. Они будут заметны с самого рождения малыша. Такие дети не умеют гулить, а их лепет сводится к монотонному произношению отдельных звуков. По особенностям поведения такие малыши могут быть гиперактивными или, наоборот, малоподвижными. Многие из алаликов имеют сниженную концентрацию внимания, быстро устают.

Становясь старше, такие дети с трудностями обучаются навыкам самообслуживания – не могут самостоятельно застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, одеться. Неврологическая симптоматика моторной алалии выражается в слабом развитии мелкой моторики рук, плохой координацией движений, неловкостью. У алаликов часто страдает и интеллектуальное развитие, пробелы в котором восполняются со временем развития правильной речи. На фоне неречевой активности может появиться заикание.

Фразовый запас у алаликов с моторной патологией очень скудный. Новые слова запоминаются с большим трудом. Такие малыши часто неуместно вставляют фразы, заменяют сложные речевые конструкции простыми обиходными терминами. Характерной чертой моторной алалии считается преобладание в словаре ребенка существительных в именительном падеже на фоне резкого отказа от использования других частей речи. В запущенных случаях при моторной алалии могут вместо слов могут проскальзывать «лепетные» фразы и звукоподражание с активной жестикуляцией и мимикой у ребенка.

Сенсорная

При этой форме алалии ведущим симптомом является нарушение восприятия смысла речи окружающих на фоне хорошего слуха у ребенка. Активность малышей с сенсорной алалией повышена, но их речь представляет собой набор непонятных звуков, словосочетаний, обрывков слов. В монологе таких пациентов присутствуют:

  • множественная персеверация – навязчивое повторение слогов, букв, звуков;
  • парафазия – искусственное создание слов;
  • эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов;
  • контаминация – объединение части разных слов в одно целое;
  • элизия – пропуск слога в слове или фразе с целью облегчения произношения.

Сенсорная алалия грубой формы характеризуется полным отсутствием понимания речи, но даже если ребенку и понятен смысл сказанного в определенном контексте фразы, то при изменении темпа голоса, смены порядка слов в предложении понимание теряется. Часто для восприятия слов взрослых такие дети пользуются техникой чтения по губам. Грубое нарушение речи приводит к вторичным изменениям личности, задержке интеллектуального развития.

Диагностика алалии

Дети с нарушениями речевого аппарата нуждаются в консультации невролога, отоларинголога, логопеда, психолога. Каждый врач, чтобы поставить диагноз алалия, должен прежде провести ряд диагностических тестов. Неврологическое обследование состоит из проведения:

  • эхоэнцефалографии (ЭЭГ) – неинвазивный ультразвуковой метод компьютерной диагностики, который позволяет определить наличие патологических процессов или изменений в структуре мозга;
  • рентгенография черепа – необходима для выявления повреждений черепной коробки, кровоизлияния;
  • МРТ (магнито-резонансной томографии) головного мозга – помогает врачам обнаружить опухоли, аневризмы и некоторые проблемы нервной системы.

Для исключения тугоухости врач отоларинголог может дополнительно назначить другие диагностические тесты: отоскопию (помогает рассмотреть слуховой проход и барабанную перепонку), аудиометрию (оценка остроты слуха) или другие методы оценки функциональности слуха. Дополняет картину нейропсихологическая диагностика речеслуховой памяти, проводят которую с помощью специальных тестов.

Для составления полного понимания ситуации врач должен изучить перинатальный анамнез пациента, расспросить родителей о наличии каких-либо отклонений в поведении ребенка до года. Особое внимание специалисты обращают на развитие психомоторного и речевого аппарата. Для этого проводят тесты на усвояемость устной речи, лексического или грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционную моторику. Дифференциальную диагностику на алалию обязательно проводят у детей с аутизмом, олигофренией, дизартрией.

Лечение алалии

К терапии патологии врачи подходят комплексно. Используются приемы психологической и педагогической коррекции, ребенка отправляют на занятия к логопеду, используют медикаментозное лечение. Для алаликов в России существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, центры по коррекции речи, программы для санаторно-оздоровительного отдыха.

Медикаментозное лечение

Лечение с использованием препаратов проводят для стимуляции развития определенных структур головного мозга. Прописывают неотропные лекарства:

  • Гаммалон – препарат, способствующий восстановлению обменных процессов в головном мозге, удалению токсических продуктов метаболизма. Гаммалон обеспечивает нормальную динамику формирования нейронов, повышает продуктивность мышления, улучшает память. Таблетки содержат минимальный список побочных эффектов, среди которых выделяются лишь: тошноту, бессонницу, незначительное увеличение температуры тела.
  • Когитум – в качестве активного компонента представлена ацетиламиноянтарная кислота (аналог биологического соединения, содержащегося в головном мозге). Препарат нормализует процессы формирования нервной активности, обладает психостимулирующим эффектом. Лекарство не назначают до 7 лет.
  • Кортексин – порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения. Лекарство улучшает мозговой метаболизм, снижает количество свободных радикалов, улучшает концентрацию внимания, память, повышает способность к обучению. Кортексин противопоказан при индивидуальной непереносимости компонентов состава.
  • Цераксон – прозрачная жидкость с характерным клубничным запахом для перорального приема. Препарат обладает широким спектром действия: препятствует образованию свободных радикалов, предотвращает гибель нейронов, восстанавливает поврежденные мембраны клеток головного мозга, снижает скорость действия фосфолипаз. В связи с отсутствием клинических данных лекарство с осторожностью назначают до 18 лет.
  • Энцефабол – повышает метаболизм в тканях головного мозга, улучшает кровообращение, память, восприятие речи. Препарат выпускается в двух формах – таблетки и суспензия для приема внутрь. Лекарство можно использовать для монотерапии алалии, начиная с двухмесячного возраста.

Логопедическая коррекция

Важную роль в постановке правильной речи играет работа логопеда. Коррекционное воздействие может проводиться как в специализированных центрах или дошкольных учреждениях, так и в виде частных уроков. Для достижения эффективности логопедические занятия сопровождаются домашним обучением больного ребенка. Работа логопеда направлена на:

  • стимуляцию речевой активности ребенка;
  • формирование богатого словарного запаса;
  • развитие связной, членораздельной речи;
  • развитие психических функций;
  • устранение косноязычия;
  • восстановление артикуляторных движений;
  • формирование звукопроизношения и грамматически правильного оформления высказывания;
  • всестороннее развитие ребенка – обучение двигательным навыкам, пониманию смысла сказанного.

Физиотерапевтическое лечение

Вместе с медикаментозной терапией и занятиями у логопеда врачи посоветуют родителям пройти курс физиотерапии. Эффективность в лечении общего речевого недоразвития показывают:

  • Водолечение – процедура основана на химическом, механическом или температурном воздействии воды на организм. При алалии рекомендуют общие лечебные ванны, посещение бань или саун, маски и аппликации с продуктами моря, обливание или орошение ребенка морской водой.
  • Лазеротерапия – лечение при помощи низкоинтенсивного светового излучения. Процедура оказывает иммуностимулирующее, сосудорасширяющее воздействие, увеличивает восприимчивость организма к медикаментозной терапии. При алалии применяют лазерное облучение крови.
  • Общая магнитотерапия – физиотерапевтическое воздействие на весь организм постоянным или импульсным магнитным полем. Процедура улучшает метаболизм и кровообращение, уменьшает болезненность нервных пульсаций.
  • Дециметровая терапия (ДМВ) – метод, основанный на воздействии электромагнитного поля сверхвысокой частоты. ДМВ-лечение помогает при хронических заболеваниях – пневмониях, бронхитах, воспалениях среднего уха.
  • Электрофорез – процедура введения медикаментозных препаратов в организм через кожу человека.
  • Транскраниальная электростимуляция – воздействие на ствол головного мозга электрическим током. Процедура нормализует работу нервных механизмов, обладает успокаивающим, нейротрофическим эффектом.
  • Рефлексотерапия (ИРТ) – воздействие на рефлекторные точки человека, расположенные на коже. Воздействие на мышцы осуществляется с помощью игл, температурой, электрическим (электропунктура) или магнитным полем. Процедура помогает запустить в мозге систему самовосстановления.

Видео

Если ваш ребенок уже должен разговаривать, но молчит, то пора бить тревогу . Это не стоит оставлять без внимания, так как у ребенка может быть алалия.

Данная болезнь развивается из-за недостаточного развития речевого центра, находящегося в коре головного мозга ребенка. Ранняя диагностика патологии способствует эффективному и быстрому результату.

Можно проводить лечение алалии у детей и в домашних условиях? Об этом пойдет речь дальше.

Что такое алалия у детей? Бывает так, что ребенок все понимает и просьбы выполняет, но совсем не разговаривает или делает это плохо. Недоразвитие речи или полное ее отсутствие называется алалия.

Среди дошкольников это нарушение встречается у 1%, среди школьников – 0,5%. Стоит отметить, что мальчики патологией страдают в 2 раза чаще, чем девочки.

Причины, из-за которых появляется алалия, до сих пор не выяснены . Однако известны факторы риска, к ним относятся:

Все это может вызвать то, что ребенок перестает воспринимать речь других людей и разговаривать.

Под алалией подразумевается системное недоразвитие речи, происходит нарушение всех ее компонентов . При этом ребенок:

  • неправильно произносит звуки;
  • имеет скудный словарный запас;
  • не понимает речь других людей;
  • нарушает грамматический строй речи;
  • с трудом усваивает навыки письма и чтения.

Помимо данных признаков у детей-алаликов наблюдаются двигательные расстройства, психопатологические и неврологические проявления. Набор симптомов является индивидуальным.

Всего выделяют 3 вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная .

Спросите доктора. Алалия

Если у трехлетнего ребенка речь развита крайне плохо, то необходимо обратиться к врачу. Должны быть вовремя выявлены признаки сенсорной алалии у детей и назначено лечение.

Заболевание является очень опасным, оно поражает часть коры головного мозга, которая отвечает за правильный анализ речи. Ребенок не в силах сопоставить звуковое обозначение визуального образа.

Выглядит это так: ребенок вас слышит, но не понимает .

К признакам сенсорной алалии относится:

  1. Расторможенность речи, т. е. ребенок много болтает на «своем» языке, непонятным для окружающих.
  2. Интеллектуальная недоразвитость.
  3. Подмена букв в простых словах.
  4. Речь на слух воспринимается с трудом.
  5. Излишняя импульсивность и активность в сочетании с подавленностью и замкнутостью.
  6. Произношение нескольких слов как одно.
  7. Ребенок не способен мысленно связать название предмета и его образ.

Моторная алалия

Второй вид патологии – моторная алалия. Речь малыша развивается очень медленно, ему трудно овладеть навыками речи. Но ребенок очень хорошо понимает, о чем говорят взрослые и выполняет все просьбы.

Должно быть назначено своевременное лечение моторной алалии у детей. Ее можно выявить по следующим признакам:

  1. Речь ребенка формируется довольно поздно, первые слова он может произнести в 4 года.
  2. Неправильное построение предложения. Слова используются в неправильном числе, роде и падеже.
  3. Скудный словарный запас.
  4. Ребенок невнимательный. Как правило, малоподвижный или же, наоборот, гиперактивный.
  5. Плохая координация движений.
  6. Агрессивность, замкнутость, не желание разговаривать.

При данной форме заболевания наблюдаются нарушения, которые свойственны для обеих вышеперечисленных видов.

Нарушается связь мозга с речевым аппаратом, способность воспринимать чужую речь .

В итоге ребенок не может разговаривать и не понимает обращенную к нему речь. Это самая тяжелый вид нарушения речевого развития.

Прогрессирование алалии может привести к умственной отсталости, поэтому заболевание необходимо обязательно лечить.

После постановки диагноза, родители задаются вопросом, можно ли вылечить алалию у детей. Лечение должно носить комплексный характер, оно зависит от степени развития патологии и ее вида.

Сразу отметим, что алалия лечению поддается плохо, но шанс полного выздоровления есть всегда. Поэтому нужно запастись терпением и помогать ребенку справиться с дефектами речи.

Есть несколько способов лечения болезни:

Чтобы побыстрее избавиться от заболевания, необходимо использовать все способы лечения, которые назначил врач.

Моторная и сенсорная алалия легче поддаются корректировке в 3 года, чем более в старшем возрасте. Поэтому важно диагностировать патологию на раннем этапе ее развития.

Домашняя терапия считается самой действенной, но строится она должна на рекомендациях логопеда. Для выздоровления необходимо приложить массу усилий.

С чего начать занятия? Для начала можно приступить к простым упражнениям:

Развивающие занятия надо проводить в игровой форме, чтобы не напрягать ребенка. С помощью таких упражнений развиваются внимание, особенности памяти, умение отличать, обобщать и соотносить предметы. Данные качества улучшают усвоение речевых навыков.

Также для развития речи необходимо проводить физические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Это лепка, игры с мячом, пальчиковая гимнастика, мозаика, вырезание, складывание и раскладывание игрушек (сортер, пирамидки, матрешки), рисование.

Разберем некоторые упражнения более подробно.

В любой программе по коррекции речи предусмотрено заучивание стихов .

Давно известно, что стихотворная речь намного легче воспринимается и воспроизводится.

Начинать следует с повторения строк и их произношения . Далее можно заучивать четверостишия с короткими строчками.

Упражнение можно сопровождать демонстрацией картинок или рисованием. Это поможет быстрее понять смысл текста.

Со временем накопится много выученных стишков, которые нужно повторять. Постепенно речь станет четкой и правильной.

Отгадай загадку

В народной педагогике всегда использовались детские загадки . Они знакомят ребенка с окружающим миром, расширяют кругозор, расширяют словарный запас, развивают наблюдательность и память.

Начинать следует с легких загадок, сопровождая их соответствующими картинками. Отгадку ребенок должен показать на картинке и назвать ее.

Сразу же можно проанализировать строение загадки, что позволит ребенку быстрее понять ее.

Следующим этапом является заучивание наизусть. Это можно сделать, если ребенок уже научился произносить слова и строить фразы.

Самыми полезными являются те загадки, где есть повторы. Они хорошо натренируют речевой аппарат .

Это великолепный тренажер не только для ребенка, но и для взрослого человека. Скороговорки совершенствуют речевой аппарат и делают его послушным.

При регулярных тренировках речь станет правильной и выразительной .

Начинать следует с самых простых, которые можно легко повторить. Чтобы ребенок заинтересовался скороговорками, можно подобрать смешные, где присутствуют известные герои.

К примеру, «тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Сначала скорость произношения будет медленной, но со временем станет быстрой.

Поиграйте с ребенком в мозаику, определение цветов и звуков. Все названия предметов в игре проговаривайте вслух.

Не стоит забывать, что компьютерные игры хороши, когда используются с осторожностью и недолго (20-30 минут в день). Яркие движущиеся картинки могут перевозбудить нервную систему малыша. Играйте с ребенком вместе.

Лечится ли алалия? Да, хотя лечение идет долго и трудно . Очень важно диагностировать патологию на раннем этапе.

Если ребенок отстает от норм развития, следует посетить невролога. От сенсорной алалии намного легче избавиться, чем от моторной.

Развитие речевого аппарата позволит ребенку вырасти полноценной личностью. Как лечить алалию подскажет специалист. Важно не только принимать назначенные препараты, но и заниматься с ребенком в домашних условиях.

Все занятия должны проходить в игровой форме и носить легкий характер, чтобы заинтересовать малыша. Будьте здоровы!

Специалисты давно установили примерный возраст ребенка, в котором он должен начать говорить. Отклонения от нормы могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития. Однако явление может возникать и в результате алалии. Это речевые нарушения, требующие лечения.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «алалия»?

Алалией называют полное отсутствие речи или ярко выраженную дефицитарность. При этом интеллект ребёнка и слух не повреждены. Это позволяет таким детям успешно познавать мир и обучаться. Частыми признаками заболевания выступают повреждения области левого полушария мозга, контролирующего языковые способности, при родах. Аналогичное явление приводит к заболеванию органа или его травме, с которой ребенок столкнулся в младенчестве.

Заболевание проявляется поздним проявлением речевых реакций, бедным словарным запасом, нарушением слога, дефектами в звукопроизношении и проблемами с кинематическими процессами. При развитии патологии детям в возрасте старше 3 лет не могут полностью произнести слово или составить предложение. Ребёнок путает звуки, также может менять их местами. Способность общаться с окружающими отсутствует.

Заболевание развивается в результате нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и центром головного мозга. В результате появляется так называемая мозговая дисфункция. Она возникает из-за замедленного созревания нервных клеток.

Алалия способна привести к возникновению задержки развития интеллекта. Патология значительно затрудняет социальную адаптацию. Она может стать причиной развития неврозов.

Интересный факт. Алалия очень похожа на . Заболевания часто путают. Отличие патологии состоит в том, что она не представляет собой первоначальную неспособность ребенка научиться говорить. называется состояние, при котором пациент перестает разговаривать уже после того, как научился нормально общаться.

Нужно учитывать, что алалия не имеет никакого отношения к аутизму. Такое название получила патология, при которых ребенок утрачивает интерес к общению с другими людьми и не может эмоционально воспринимать происходящее вокруг него.

Виды алалии

Важную роль в том, чтобы выявить формы алалии, выступает определение зоны поражения головного мозга. Так, если травмирована лобно-теменная часть, специалисты говорят о развитии у ребенка моторной алалии. В случае повреждения височной области возможно развитие сенсорной разновидности заболевания. Форма патологии характеризуется разной клиникой и возможностями ребенка в будущем. Однако отделение является условным. В клинической практике присутствует сочетание проявлений моторной и сенсорной алалий - речевая алалия.

Моторная алалия

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Какое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики. Явление выражается в следующем:

  1. У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
  2. Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
  3. Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге. Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
  4. Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться. Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речевая алалия

Существует третий тип патологии, объединяющий особенности первых двух из них. Заболевание именуют сенсорно-моторной алалией. Смешанный тип подразумевает присутствие тех же симптомов, как и в случае первых двух разновидностей патологии. Пациент нуждается в коррекции со стороны логопеда и невролога.

Сенсорная алалия

К развитию сенсорной алалии приводят патологии височной области. Нарушения возникают в так называемом центре Вернике. Эта корковая область головного мозга отвечает за способность воспринимать смешанную речь, понимать сказанное и различать звуки. При выявлении патологии у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Разновидность патологии характеризуется тяжёлой формой речевых нарушений. Больные дети хорошо слышит речь, однако практически не воспринимают и не понимают видео. Говорить самостоятельно они также не могут. Такие дети бессмысленно произносят звуки или их сочетания, а также жестикулируют. Речь у больных отличается навязчивым повтором звуков и слогов, а также звуковой заменой. Дети могут повторять чужие слова, однако не понимают их значение. Может присутствовать способность объединения отдельных словесных отрезков в одно целое.

Пациенты, у которых выявлена патология, отличаются повышенной речевой активностью. Однако их речевое воспроизведение напоминает так называемый словесный салат. Смысл в том, что говорит ребёнок, отсутствует.

Если у пациента выявлена более легкая форма заболевания, он может воспринимать звучащую речь. Однако происходит понимание не указанных звуков, а тембра, словоформ. Иногда на помощь таким пациентам приходит чтение по губам.

Первые признаки алалии

Дети, у которых присутствует алалия, не имеют каких-либо внешних отклонений. Нарушения в развитии также не наблюдаются. У ребенка возникают лишь проблемы с восприятием речи и ее воспроизведением. При этом слух не нарушен. Умственное развитие также находится в норме. Всё это приводит к тому, что выявить алалию до того момента, как ребенок заговорит, достаточно сложно. Первым признаком патологии может выступать молчание пациента в возрасте, в котором он должен начать говорить. При воспроизведении речи может наблюдаться аграмматизм, нарушение слоговой структуры слов или расстройство их поиска. Ребенок медленно усваивает язык.

В зависимости от разновидности патологии, признаки могут меняться. Так, при сенсорной разновидности нарушения возможно неосознанное повторение чужих слов, объединение нескольких слов в одно и навязчивые бессмысленные произнесения звуков и их сочетаний. Ребенок не понимает речь, которая обращена к нему.

Симптомы алалии

Симптоматика, присущая патологии, напрямую зависит от его разновидности. Так, моторной алалии характерно:

  • настроение у ребёнка часто меняется;
  • имеет место быть низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
  • ребёнку трудно сконцентрировать внимание;
  • имеет место быть нарушение мелкой моторики;
  • мимика и жестикуляция ярко выражены;
  • присутствует скудный словарный запас, что обуславливает непонимание речи окружающих;
  • ребёнок не может говорить, или присутствует неясное воспроизведение звуков;
  • чрезмерная активность может быстро смениться заторможенностью и малоподвижностью.

Если присутствует сенсорная алалия, характерные симптомы меняются. Патология сопровождается:

  • имеет место быть нарушение памяти;
  • присутствует повышенная восприимчивость к звукам;
  • ребенок широко используют в общении мимику и жесты;
  • пассивность может быстро смениться активностью, а импульсивность - замкнутостью;
  • ребёнок может пропускать буквы в словах, неправильно произносить окончания или соединять два слова в одно;
  • пациент воспроизводит бессмысленный и непонятный для окружающих набор звуков и слов.

Дети с такой патологией с трудом запоминают новые слова. У некоторых пациентов подобный процесс вообще отсутствует. Из-за того, что ребёнок не может различить обращенную к нему речь, у него появляются способности к чтению по губам.

Причины и профилактика алалии

Алалия может быть врожденной или рано приобретенной. Вторая разновидность заболевания возникает в речевом виде. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается интенсивное формирование клеток коры головного мозга. Если патология имеет врожденный характер, к ее развитию способны привести следующие факторы:

  • мать страдала сильным токсикозом во время беременности;
  • имела место быть асфиксия плода;
  • во время беременности возникала угроза самопроизвольного выкидыша;
  • произошло внутриутробное инфицирование ребенка;
  • у матери присутствовали хронические соматические болезни.

В анамнезе заболевания прослеживается целый ряд факторов и провокаторов. Патология может развиться на фоне , которая отягощена осложнениями во время родов, преждевременных родов или недоношенности. Ребёнок может получить травму во время неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений. Некоторые исследователи нашли связь заболевания с наследственностью. Операции с применением общего наркоза в первые годы жизни также могут стать причиной появления алалии. Спровоцировать патологию могут и этиопатогенетические причины, в перечень которых входят:

  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гипотрофия;
  • осложненные вирусные заболевания.

В результате происходит повреждение речедвигательного анализатора. У ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов. Очень часто они остаются нейробластомами. В результате таких нарушений присутствует снижение возбудимости нервных окончаний, функциональная истощаемость и инертность основных процессов головного мозга.

Профилактические меры заключаются в обеспечении условий для благоприятного протекания беременности и родов, а также раннего физиологического развития ребенка. Если патология всё же выявлена, проводится коррекционная работа по преодолению проблемы. Это позволит предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Коррекция алалии

Если ребенку поставили такой диагноз, важно как можно скорее начать лечение. Терапия зависит от тяжести и формы патологии. Лечение проводится по нескольким направлениям. Так, ребенку назначают логопедические упражнения. Они могут проводиться в индивидуальном порядке или во время совместных занятий. Достигнуть положительного результата удается лишь в случае систематических продолжительных занятий. Работа ведется под руководством логопеда, который поможет ребенку овладеть правильным произношением отдельных слогов и слов, а также позволит начать распознавать речь по его звучанию.

Дополнительно проводится логопедический массаж. Метод считается эффективным дополнением к упражнению. Он способствует развитию отдельных мышц полости рта, которые отвечают за правильное произношение. Процедура может выполняться вручную или с использованием специального зонда.

Применяется и медикаментозная терапия. Ребенку назначают лекарственные препараты, которые стимулируют кровоснабжение мозга. Дополнительно выписывается витамины B12 и B15. Большое внимание уделяется рациону. Питание должно быть сбалансированным.

Ребёнка могут направить на физиотерапевтические процедуры. Лечение назначается курсами. Оно проводится в зависимости от состояния ребенка. Возможно осуществление водолечения, лазеротерапии, магнитотерапии и ряда других физиотерапевтических воздействий.

Иногда проводится рефлексотерапия. Суть метода состоит в стимулировании участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к созданию новых нервных связей, которые способствуют облегчению обучения. Однако метод используется только в отношении детей, возраст которых больше 9 лет.

Дальнейший прогноз напрямую зависит от времени начала лечения, подходов к его осуществлению и системности воздействия на все речевые компоненты. Речевой процессор должен формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятный прогноз врачи дают при моторной алалии. В случае остальных разновидностей заболевания прогноз неоднозначен. Всё зависит от того, насколько сильно поражён головной мозг.

Алалия - полное отсутствие либо несформированность речи, обусловленное нарушением области головного мозга, отвечающей за функцию речи

Нарушение в работе речевой зоны может произойти как внутри утробы матери, так и в течение первых трех лет жизни. Недоразвитость речи при алалии обладает системным характером, что приводит к нарушению фонетико-фонематического и лексико-грамматического речевого элемента.

При данной патологии замечено более позднее возникновение речевой реакции, а также бедный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение частей слогов, произношение и фонематические процессы.

Для детей с алалией существует необходимость провести обследования в области неврологии и логопедии. На протяжении психолого-медико-педагогического влияния требуется медикаментозное лечение, вырабатывание правильного психического функционирования лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Рассматриваемая патология может быть диагностирована у 1% детей дошкольного возраста и у 0,2-0,6% школьников.
Частота проявления среди мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек. Данное расстройство - клинический диагноз, который соответствует общему недоразвитию речи (ОНР) в логопедии.

Причины

Причины для проявления болезни весьма многообразны и оказывают воздействие на ранних этапах онтогенеза.

  1. Антенатальный период может проходить с поражением области в головном мозге, отвечающей за речевую функцию по причине гипоксии плода, инфицирования внутри утробы, угрозы случайного прерывания беременности, травмирования плода во время падения, токсикоза, хронической соматической болезни.
  2. Тяжелое протекание беременности приводит к осложнению родовых процессов и перинатальным патологиям. Недуг иногда является следствием расстройства дыхательных функций новорожденного, недоношенности, родовых внутричерепных травм, полученных в процессе длительных либо скоротечных родов и в результате использования акушерских инструментов.
  3. К факторам развития, которые могут влиять на протяжении первых лет жизни детей, стоит отнести энцефалит, ЧМТ, менингит, соматические болезни, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Многими исследователями упоминается наследственная либо семейная предрасположенность.

Анамнез содержит комплекс факторов, которые могут привести к ММД (минимальная мозговая дисфункция). При органических повреждениях в головном мозге возникает снижение скорости созревания нервной клетки, которая в итоге остается на стадии нейробласт.

Подобный процесс протекает совместно со снижением возбудимости нейронов, истощением мозговых клеток и инертностью базовых нервных процессов.

Группа риска и меры профилактики

Актуально рассмотреть следующие ситуации, когда будущая мать входит в группу риска:

  • инфекционная и соматическая болезнь в процессе беременности;
  • женщины с анемией беременности, при которой ребенок получает недостаточно кислорода и прочих важных питательных элементов;
  • инфекции вирусного характера на раннем этапе беременности;
  • женщины, у которых тяжело протекали роды;
  • очень быстрые роды;
  • долгий безводный период;
  • женщины с узким тазом.

Как минимизировать риски?

  1. Важным фактором является запланированная беременность. Даже в тех случаях, когда здоровье считается идеальным, требуется подготовка к беременности (поддержание в норме гемоглобина и артериального давление, а также санирование инфекции). В процессе беременности необходимо избегать людей, болеющих инфекционным заболеванием, питание должно быть полноценным и разнообразным.
  2. Кормление грудью должно продлиться как можно дольше.
  3. Существенным фактором является защита ребенка от инфекций.
  4. Не стоит пропускать приемы педиатра и узких специалистов. Необходимо соблюдать советы врачей, поскольку своевременное лечение способно существенно снизить пагубное влияние заболевания.

Алалия у детей симптомы в зависимости от классификации

На данный момент логопедия использует классификацию по В.А. Ковшикову, в соответствии с которой выделяется:

  • моторная форма или экспрессивная;
  • сенсорная алалия или импрессивная;
  • комбинированная (сенсомоторная) с преобладанием одного из предыдущих типов.

Моторная форма проявляется по причине ранних органических повреждений в корковом отделе речедвигательного анализатора. В подобном варианте не может развиться своя речь, но воспринимается речь других людей.

  1. Если повреждения коснулись посцентральных извилин, развивается афферентная моторная алалия, прогрессирование которой сопровождает кинестетическая артикуляторная апраксия.
  2. Если поражение затронуло премоторную кору, то развивается эфферентная моторная алалия. Ее протекание проходит на фоне кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная форма патологии может возникнуть в случаях, когда повреждается корковый отдел речеслухового анализа. Нарушения касаются высшего коркового анализа вместе с синтезом речевых звуков. В подобном случае физический слух сохраняется, но понимание становится невозможным.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия обладает типичным неречевым и речевым проявлением.

  1. Наблюдаются проблемы с двигательными функциями в виде неловких движений, плохой координации и слабой моторики пальцев на руках.
  2. Сложности с изучением умений самообслуживания, например шнуровка ботинок.
  3. При рассмотрении психологических аспектов среди детей, у которых наблюдается моторная алалия, проявляется нарушение в эмоционально-волевой характеристике, внимании, а также восприятии.
  4. Дети, в зависимости от поведенческих особенностей, могут обладать гиперактивностью, расторможенностью, а также малоподвижностью либо заторможенностью.
  5. Большая часть детей обладает сниженной работоспособностью, высокой утомляемостью и негативизмом относительно речи.
  6. Ущерб интеллекту у детей с алалией наносится по причине нехватки речевой активности. В процессе речевого развития данный недостаток будет постепенно компенсироваться.
  7. Наблюдается сохранение функции восприятия и понимания речи на фоне грубых отклонений или неразвития собственной речи у ребенка.
  8. С запозданием протекает каждый из этапов развития речевого навыка, при этом наблюдается существенное редуцирование самих речевых реакций.
  9. Наблюдается грубое нарушение звукопроизношения, несмотря на доступность любого артикулярного движения для ребенка, у которого проявляется афферентная моторная форма патологии.
  10. Основной речевой дефект - неспособность выполнить последовательно серию артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением словесной структуры.
  11. Динамический речевой стереотип не сформирован, что способно приводить к возникновению заикания.
  12. Наблюдается скудность словарного запаса относительно возрастных норм. Новое слово плохо усваивается, активный словарь наполнен основной обиходной терминологией.
  13. Последствием низкого словарного запаса является плохое понимание словесных значений, их неправильное применение, замена на схожие по семантике и звучанию слова.
  14. В словаре полностью преобладают существительные.
  15. Фразы состоят из элементарных предложений. Ребенку не удается в правильном порядке излагать события и выделять основные либо вспомогательные элементы. Возникают трудности в процессе передачи событий.
  16. Сложные формы приводят к тому, что ребенок может только подражать звукам, произнося лепетом слова и сопровождая их высокоактивным жестикулированием или мимикой.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия преимущественно проявляется нарушением понимания и осознания смысла фраз.

  1. Ребенок сохраняет физический слух, поэтому он может страдать высокой восприимчивостью к разного рода звукам.
  2. Среди детей, у которых проявилась сенсорная алалия, завышена активность речи на фоне нарушения слухового восприятия. В то же время речь бессвязна и представляет собой наборы звуков со словесными обрывками.
  3. В разговоре может присутствовать навязчивые повторы либо проскальзывание неожиданных звуков, а также соединение частей различных слов. Общение происходит при помощи мимики и жестикуляции.
  4. Сложные формы протекают с полным отсутствием речевого понимания, в ином случае обладает ситуативным характером. В других случаях ребенок понимает фразы в некоторых контекстах, но после смены формы слова либо построения фразы восприятие может исчезнуть.
  5. Недостаточный фонематический слух, приводящий к невозможности различать паронимы.
  6. Существенные проблемы при речевом развитии негативно сказываются на личностных и поведенческих характеристиках, развитие интеллекта задерживается.
  7. Дети с трудом включают и удерживают внимание, рассеяны и быстро утомляются.
  8. Возможно проявление импульсивности, беспорядочности в действиях или же инертность совместно с замкнутостью.

Сенсорная разновидность в чистой форме является очень редким явлением. Чаще всего проявляется сенсомоторная.

Диагностика

Детям с алалией требуется консультирование в детской неврологии, оториноларингологии, логопедии и психологии.

  1. Обследование у невролога понадобится, чтобы выявить и оценить повреждения головного мозга.
  2. Чтобы исключить тугоухость требуется провести исследования слуховых функций.
  3. Для изучения состояния слухоречевой памяти требуется провести нейропсихологическую диагностику.
  4. Логопед поможет выяснить перинатальный анамнез, а также характер развития патологии. Важно уделить особое внимание срокам развития психомоторики и речевой функции.
  5. Требуется также анализировать устную речь, проводя диагностику в соответствие со схемой ОНР.
  6. Дифференциальное обследование проводят с ЗРР, тугоухостью, дизартрией, олигофренией и аутизмом.

Коррекционное воздействие

Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.

Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.

Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам. Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря. Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.

Семинар на тему: «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой ТН.