Приказ 67н о формах бухгалтерской отчетности. О формах бухгалтерской отчетности организаций

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету , утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. №43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 1999 г. №6417-ПК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), приказываю:

1. Включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс считать формой №1 , Отчет о прибылях и убытках - формой №2 . Включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала считать формой №3 , Отчет о движении денежных средств - формой №4 , Приложение к бухгалтерскому балансу - формой №5 , Отчет о целевом использовании полученных средств - формой №6 .

2. Организациям, получающим бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. №4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. №729-ЭР указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается);
  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. №60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2000 г. №6128-ЭР указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается);
  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 декабря 2002 г. №122н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. №4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации №07/12022-ЮД от 23 декабря 2002 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).

6. Ввести в действие настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год.

Министр финансов
Российской Федерации
А.КУДРИН


По заключению Минюста России от 5 августа 2003 г. №07/8121-АК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается.

"О формах бухгалтерской отчетности организаций" *1

(в ред. от 18.09.2006 N 115н )

_____
*1 Текст официального документа не приводится.

По заключению Минюста России от 5 августа 2003 года N 07/8121-АК данный приказ в государственной регистрации не нуждается.

Комментарии

Г.Ю. Касьянова,
ведущий эксперт Ассоциации бухгалтеров, аудиторов и консультантов

1. Составление бухгалтерской отчетности

1.1. Общие положения

При составлении и представлении промежуточной и годовой отчетности применяются формы бухгалтерской отчетности, утвержденные (далее - Приказ N 67н).

Для облегчения работы по заполнению форм бухгалтерской отчетности ниже приводятся таблицы, в которых отражается распределение данных счетов бухгалтерского учета по формам бухгалтерской отчетности с учетом требований действующих нормативных документов.

В этих таблицах к строкам форм приводятся:

- соответствующие счета бухгалтерского учета, данные которых используются при заполнении конкретных строк отчетности (старой и новой);

- необходимые пояснения по их заполнению со ссылками на Положения по бухгалтерскому учету и Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденную (далее - Инструкция по применению Плана счетов);

- взаимоувязка показателей с другими формами отчетности.

1.2. Основные требования к формам бухгалтерской отчетности

Приведенные в качестве приложения к Приказу N 67н формы бухгалтерской отчетности являются примерными. Это означает, что организация вправе внести в них изменения либо разработать собственные формы бухгалтерской отчетности с соблюдением требований, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. Это подтверждается и п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам, приведенным в приложении к Приказу N 67н, если отраженные в них показатели отвечают требованиям к бухгалтерской отчетности, изложенным в ПБУ 4/99 и иных Положениях по бухгалтерскому учету (п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации и о финансовых результатах ее деятельности.

При разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности организация должна сохранять коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса (форма N 1), приведенных в образце его формы (п. 8 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).

Кроме того, при сдаче отчетности в органы статистики обязательным является указание кодов строк, приведенных в приказе Госкомстата России N 475, МНС России N 102н от 14.11.2003 "О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики".

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотренной в образце форм, ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций, эта статья (строка, графа) прочеркивается (п. 6 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные обороты продаж, обязательств и т.д., разрешается в представляемой бухгалтерской отчетности приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков (п. 7 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).

1.3. Основные реквизиты, указываемые в формах отчетности

Согласно п. 6 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности в формах, представляемых организацией, обязательно наличие следующих данных:

- наименование составляющей части бухгалтерской отчетности (например, "Бухгалтерский баланс");

- отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность (например, "Баланс на 31 декабря 2007 г.", "Отчет о прибылях и убытках за 2007 г.");

- полное наименование организации (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (присвоенный налоговым органом в установленном порядке);

- вид деятельности (признаваемый основным в соответствии с требованиями нормативных документов Госкомстата России);

- организационно-правовая форма/форма собственности (организационно-правовая форма - согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности - в соответствии с Классификатором форм собственности (ОКФС), утвержденных постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 N 97);

- единица измерения (формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн руб. - код по ОКЕИ 385);

- местонахождение (адрес) (полный почтовый адрес организации);

- дата утверждения (установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности; для промежуточной отчетности этот реквизит не заполняется);

- дата отправки/принятия (дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

Организации, имеющие федеральное имущество и обязанные получать свидетельства о внесении в реестр вышеуказанного имущества в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" , должны указать номер в реестре федеральной (государственной) собственности ("Номер в реестре федерального (государственного) имущества") и наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность ("Орган управления государственным имуществом").

1.4. Какими документами руководствоваться при составлении бухгалтерской отчетности

Согласно п. 10 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности при подготовке отчетной документации необходимо руководствоваться следующими документами:

- Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете);

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета);

- ПБУ 4/99;

- иными Положениями по бухгалтерскому учету;

- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н;

1.5. Сроки представления отчетности

Бухгалтерская отчетность представляется в обязательном порядке в адреса и в сроки, определяемые в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета.

Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность за 2007-2008 годы в налоговые органы по месту постановки на учет:

- квартальную - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода;

- годовую - не позднее 90 дней по окончании отчетного года (то есть за 2007 год не позднее 31 марта 2008 *1 года).
_____
*1 С учетом переноса срока сдачи на первый рабочий день после выходных.

В эти же сроки следует представить бухгалтерскую отчетность и в отдел статистики по месту регистрации организации.

1.6. Состав бухгалтерской отчетности

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, а также Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом N 67н, в состав годовой отчетности включаются:

- Бухгалтерский баланс (форма N 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- Отчет об изменениях капитала (форма N 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

- пояснительная записка, а также аудиторское заключение (если данная организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту);

- Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за I квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только Бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма N 2). Организация имеет право расширить этот список и по собственной инициативе представить в составе очередного квартального (полугодового, 9-месячного) отчета помимо двух обязательных любые другие формы, по общему правилу включаемые в состав годовой отчетности.

2. Заполнение форм бухгалтерской отчетности

2.1. Заполнение Бухгалтерского баланса (формы N 1)

N стр.

Наимено- вание строки

Счета бух- гал- терс- кого учета

Пояснения по заполнению строк отчетной формы

Осно- вание

I. Внеоборотные активы

Немате- риальные активы

По строке 110 показываются нематериальные активы по остаточной стоимости (за исключением объектов нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется). Нематериальные активы могут быть внесены учредителями (собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации, получены безвозмездно (в том числе по договору дарения), приобретены организацией в процессе ее деятельности. По строке 110 отражаются также учтенные в установленном порядке приобретенные отдельные квартиры в объектах жилого фонда. Стоимость объектов жилого фонда (в том числе отдельных квартир), отражаемых по строке "Нематериальные активы", приводится по первоначальной стоимости (стоимости приобретения)

П. 56 и 57 Поло- жения по ведению бухгал- терского учета

Основные средства

По строке 120 отражаются данные по всем основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется). При расчете амортизационных отчислений следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, а также Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

П. 48 и 49 Поло- жения по ведению бухгал- терского учета; п. 4 ПБУ 6/01; п. 49 Мето- дических указаний по учету основных средств

Результаты переоценки объектов основных средств, проведенной организацией в соответствии с установленным порядком до начала отчетного года по состоянию на его первое число, подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало отчетного года. По строке 120 также показываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в многолетние насаждения, затраты на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств, включенные в установленном порядке в состав основных средств. Организация-арендатор, для которой предусмотрен переход в собственность (выкуп) относящегося к основным средствам имущества, полученного по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения всей обусловленной договором выкупной цены отражает по строке 120 основные средства, входящие в состав арендованного имущественного комплекса

Незавер- шенное строи- тельство

07, 08, 16, 60

По строке 130 фиксируются затраты на строительно-монтажные работы (осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способом), на приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и т.д.). По строке 130 отражается также стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода в постоянную эксплуатацию, а также стоимость объектов недвижимого имущества, на которые нет документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях. Незавершенные капитальные вложения показываются в Бухгалтерском балансе по фактическим затратам застройщика (инвестора). Кроме того, по строке 130 отражаются затраты по формированию основного стада, а также стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки.

П. 3.1 Поло- жения по бухгалте- рскому учету долго- срочных инвес- тиций; п. 41 и 42 Поло- жения по ведению бухгал- терского учета

Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения. При заполнении строки 130 следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, и Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина России от 20.12.94 N 167

Доходные вло- жения в мате- риаль- ные ценности

По строке 135 отражаются все доходные вложения организации (в том числе по договору лизинга и договору проката). По этой строке организации, осуществляющие вложения в материальные ценности, предоставляемые за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода (в том числе по договору финансовой аренды, по договору проката), отражают остаточную стоимость вышеуказанного имущества. При заполнении строки 135 необходимо руководствоваться приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга". По объектам жилого фонда, которые используются организацией для извлечения дохода и отражаются на счете учета доходных вложений в имущество, амортизация начисляется в общеустановленном порядке

П. 50 и 51 Мето- дических указаний по учету основных средств

Долго- срочные финан- совые вло- жения

Финансовые вложения учитываются как долгосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет более 12 месяцев после отчетной даты. По строке 140 наряду с долгосрочными инвестициями в дочерние и зависимые общества отражаются долгосрочные инвестиции организации в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям. Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, в случае, если к инвестору перешли права на объект, показываются в активе Бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат на их приобретение, а непогашенная сумма по соответствующей строке группы строк "Кредиторская задолженность" относится в пассив Бухгалтерского баланса. В остальных случаях суммы, внесенные в счет оплаты приобретаемых объектов финансовых вложений, отражаются в активе Бухгалтерского баланса по соответствующей строке группы строк "Дебиторская задолженность". Если организация, имеющая вложения в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, образует в конце отчетного года резерв под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов организации, в годовом Бухгалтерском балансе остатки соответствующих финансовых вложений отражаются по рыночной стоимости, при условии, что она ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. При заполнении строки 140 следует руководствоваться ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденным приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н

П. 43, 44 и 45 Поло- жения по ведению бухгалтерс- кого учета

Отложен- ные нало- говые активы

По строке 145 показывается сумма отложенных налоговых активов, исчисленная в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н

ПБУ 18/02

Прочие внеобо- ротные активы

По строке 150 отражаются другие средства и вложения, не нашедшие отражения в разделе I Бухгалтерского баланса

II. Оборотные активы

Запасы

10, 11, 16, 20, 21, 23, 29, 41, 42, 43, 44, 45

Сумма, указанная по строке 210, должна быть равна сумме показателей строк 211-217. В разделе "Оборотные активы" по соответствующим строкам группы строк "Запасы" отражаются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также другие материальные ценности (животные на выращивании и откорме). В вышеуказанной группе строк показываются по соответствующим строкам затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержки обращения), расходы будущих периодов. Материально-производственные запасы учитываются в Бухгалтерском балансе в оценке, предусмотренной Положением по ведению бухгалтерского учета, Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 19.07.2001 N 44н. При осуществлении организациями учета заготовления материально-производственных запасов с применением счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" в Бухгалтерском балансе сумма числящихся на конец отчетного периода отклонений фактических расходов по приобретению материально-производственных запасов от их учетной цены или отклонений, связанных с предоставлением организации скидок (накидок) согласно договору, возникновением суммовых разниц по расчетам за приобретенные материально-производственные запасы, присоединяется к стоимости остатков материально-производственных запасов, отраженных по соответствующим строкам группы строк "Запасы", или вычитается при определении итоговых данных в случае получения скидок, возникновения суммовых разниц. Порядок списания выявляемых отклонений фактических расходов на приобретение материально-производственных запасов от учетной цены запасов устанавливается организацией самостоятельно при формировании учетной политики

П. 58 Положения по ведению бухгал- терского учета; ПБУ 5/01

в том числе:

сырье, мате- риалы и другие анало- гичные ценности

По строке 211 отражаются сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы по их фактической себестоимости, определяемой исходя из фактически произведенных затрат на приобретение и изготовление материальных ресурсов

П. 58, 53 Положения по ведению бухгал- терского учета; п. 5 - 15 ПБУ 5/01

животные на выра- щивании и откорме

По строке 212 показываются данные по животным на выращивании и откорме. Молодняк животных и животные на откорме относятся к средствам в обороте. Стоимость вышеуказанных животных не погашается, следовательно, они отражаются в Бухгалтерском балансе в оценке, предусмотренной в отраслевых методических рекомендациях

Пп. "в" п. 50, п. 51 Положения по ведению бухгал- терского учета

затраты в незавер- шенном произ- водстве

20, 21, 23, 29, 46

По строке 213 отражаются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на соответствующих счетах бухгалтерского учета затрат на производство. При этом незавершенное производство оформляется в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету. К незавершенному производству относятся продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом; неукомплектованные изделия, не прошедшие испытания и техническую приемку. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в Бухгалтерском балансе одним из способов: по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство показывается в Бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

П. 63, 64 Положения по ведению бухгал- терского учета; ПБУ 5/01

Организации (строительные, научные, занятые в геологии и т.д.), которые осуществляют в текущем году в соответствии с заключенными договорами расчеты с заказчиками за законченные этапы работ, имеющие самостоятельное значение, и используют для их учета счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", отражают по строке 213 принятые в установленном порядке заказчиком этапы работ по договорной стоимости. При этом заказчик показывает стоимость работ в бухгалтерском учете по окончании всех этапов. По строке 213 отражаются также затраты по сплаву лесопродукции и по незавершенному производству сельского хозяйства, принимаемые за вычетом стоимости выпуска, затраты на не законченные к концу отчетного периода работы по ремонту основных средств. Если организации, осуществляющие торговую деятельность, оказывающие услуги общественного питания, не признают учтенные издержки обращения в себестоимости проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров и сырья, отражается торговыми организациями в отдельной строке (ее можно ввести в форму Баланса самостоятельно). При переходе организации с начала отчетного года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания коммерческих и управленческих расходов полностью в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности, не списанные в прошлом отчетном году коммерческие расходы и (или) издержки обращения включаются в себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг на начало отчетного года, или организация может принять решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода (например, квартала, полугодия)

готовая продук- ция и товары для пере- продажи

По строке 214 отражаются фактическая производственная себестоимость, нормативная (плановая) себестоимость (либо в другой оценке, предусмотренной Положением по ведению бухгалтерского учета) остатка продукции, прошедшей все стадии (фазы, переделы), предусмотренные технологическим процессом, а также изделий укомплектованных, прошедших испытания и техническую приемку.

По строке 214 показывается стоимость остатков товаров, приобретаемых организацией, осуществляющей торговую деятельность или оказывающей услуги общественного питания. При этом организация, оказывающая услуги общественного питания, по строке 214 отражает также остатки сырья на кухнях и в кладовых, остатки товаров в буфетах. По этой строке показывается также стоимость готовых изделий, приобретаемых организацией для комплектации своей готовой продукции и не включаемых в ее стоимость в соответствии с условиями договора, заключенного с заказчиками. Остаток товаров отражается в Бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения, формируемой в соответствии с ПБУ 5/01 и Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н. При учете товаров организацией, занимающейся розничной торговлей, разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам отражается в бухгалтерской отчетности обособленно в Приложении к Бухгалтерскому балансу (форма N 5). Товары в организациях, занимающихся торговой деятельностью, показываются в Бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения

П. 59, 60 Положения по ведению бухгал- терского учета, коммен- тарий к счетам 43, 41, 42, 44 Инструкции по приме- нению Плана счетов

товары отгружен- ные

По строке 215 отражаются данные о полной фактической себестоимости, нормативной (плановой) полной себестоимости (либо о другой оценке, предусмотренной Положением по ведению бухгалтерского учета) отгруженной продукции (товаров), если согласно требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету еще не исполнены условия признания выручки от продажи товаров (продукции). Когда становится ясно, что условия, достаточные для признания выручки в бухгалтерском учете, не будут исполнены, организация признает дебиторскую задолженность в сумме, равной оценке отгруженных товаров, ранее числившихся в учете. Если организацией в установленном порядке признаются коммерческие расходы в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то отгруженные товары показываются в оценке без их учета

П. 61 Положения по ведению бухгал- терского учета

расходы будущих периодов

По строке 216 приводится сумма расходов, признанных в бухгалтерском учете в соответствии с установленным порядком, но не имеющих отношения к формированию затрат на производство продукции (работ, услуг) отчетного периода. К таким расходам, в частности, относятся расходы, связанные с горно-подготовительными работами; расходы, связанные с подготовительными к производству работами в сезонных отраслях; расходы, связанные с освоением новых организаций, производств, цехов и агрегатов; расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств (у организаций, не образующих в установленном порядке резерв на ремонт основных средств); расходы на рекламу; расходы на подготовку кадров и т.д. Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и т.д.), в течение периода, к которому они относятся

П. 65 Положения по ведению бухгал- терского учета

прочие запасы и затраты

По строке 217 отражаются стоимость материально-производственных ценностей и признанные организацией расходы, не нашедшие отражения в предыдущих строках группы строк "Запасы". Если организация не может отнести учтенные коммерческие расходы на себестоимость проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то не списанные организацией в установленном порядке расходы на упаковку и транспортировку, учтенные в составе коммерческих расходов, относящиеся к остатку неотгруженной (непроданной) продукции, показываются по строке 217

ПБУ 5/01

Налог на добав- ленную стоимость по приобре- тенным ценнос- тям

По строке 220 отражается сумма НДС по приобретенным материально-производственным запасам, нематериальным активам, осуществленным капитальным вложениям и т.д., работам и услугам, подлежащая отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах на уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет или на соответствующие источники ее покрытия


Деби- торская задол- жен- ность (платежи по которой ожи- даются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

59, 60, 62, 63, 76

Дебиторская задолженность отражается как долгосрочная, если срок ее погашения составляет более 12 месяцев после отчетной даты. Исчисление вышеуказанного срока осуществляется начиная с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был принят к бухгалтерскому учету. Дебиторская задолженность, представляемая в Бухгалтерском балансе как долгосрочная и предполагаемая к погашению в отчетном году, может быть представлена на начало этого отчетного года как краткосрочная. Вышеуказанный факт должен быть раскрыт в пояснениях к Бухгалтерскому балансу. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в отчетности в суммах сальдо по соответствующим счетам бухгалтерского учета. По полученным займам и кредитам задолженность отражается с учетом процентов, причитающихся к уплате на конец отчетного периода

П. 73 Положения по ведению бухгал- терского учета

в том числе:

поку- патели и заказ- чики

По строке 231 показывается числящаяся на отчетную дату в бухгалтерском учете в соответствии с условиями договоров задолженность покупателей и заказчиков за проданные им товары, продукцию, выполненные для них работы и оказанные им услуги [с учетом скидок (накидок), изменений условий договора, расчетов неденежными средствами и т.д.]

П. 73 Положения по ведению бухгал- терского учета

Деби- торская задол- жен- ность (платежи по которой ожи- даются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

Дебиторская задолженность оформляется как краткосрочная, если срок ее погашения не более 12 месяцев после отчетной даты. Исчисление вышеуказанного срока осуществляется начиная с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был принят к бухгалтерскому учету. Дебиторская задолженность, представляемая в Бухгалтерском балансе как долгосрочная и предполагаемая к погашению в отчетном году, может быть представлена на начало этого отчетного года как краткосрочная. Данный факт должен быть раскрыт в пояснениях к Бухгалтерскому балансу. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в отчетности в суммах сальдо по соответствующим счетам бухгалтерского учета. По полученным займам и кредитам задолженность оформляется с учетом процентов, причитающихся к уплате на конец отчетного периода

П. 73 Положения по ведению бухгал- терского учета

в том числе:

поку- патели и заказ- чики

По строке 241 отражается числящаяся на отчетную дату в бухгалтерском учете задолженность покупателей и заказчиков по оплате проданных им товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг [с учетом скидок (накидок), изменений условий договора, расчетов неденежными средствами и т.д.] в сумме, определенной в соответствии с условиями договоров

П. 73 Положения по ведению бухгал- терского учета

Кратко- срочные финан- совые вложе- ния

О формах бухгалтерской отчетности организаций

(в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2004 N 135н)

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), приказываю:

1. Включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс считать формой N 1, Отчет о прибылях и убытках - формой N 2. Включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала считать формой N 3, Отчет о движении денежных средств - формой N 4, Приложение к бухгалтерскому балансу - формой N 5, Отчет о целевом использовании полученных средств - формой N 6.

2. Организациям, получающим бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

4. Утвердить прилагаемые Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности.

5. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. N 729-ЭР указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается);

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 6128-ЭР указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается);

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 декабря 2002 г. N 122н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 07/12022-ЮД от 23 декабря 2002 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).

6. Ввести в действие настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год.

Министр финансов

Российской Федерации

По заключению Минюста России от 5 августа 2003 г. N 07/8121-АК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается.

Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

2. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369), а также положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 6417-ПК от 6 августа 1999 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

3. Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

4. Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка.

5. Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Минфином России издан приказ от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ). Данным приказом утверждены новые образцы форм бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, отчета о целевом использовании полученных средств), Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности. Комментирует новый приказ И.А. Берко, методист отдела разработки типовых решений фирмы "1С".

Общие изменения в порядке представления форм бухгалтерской отчетности, внесенные приказом 67н

Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н признаются утратившими силу прежние документы Минфина, регулировавшие вопросы заполнения бухгалтерской отчетности:

  • приказ Минфина России от 13.01.2000 № 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";
  • приказ Минфина России от 28.06.2000 № 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций".

Приказ № 67н вводится в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год. Измененные формы бухгалтерской отчетности будут включены в комплекты форм регламентированной отчетности за 2003 год для соответствующих типовых конфигураций фирмы "1С". О внесении изменений в комплекты наш сайт сообщит дополнительно. Пока же рассмотрим суть изменений, введенных приказом.

Количество строк и граф в отчетности разных организаций может быть разным.

В принципе, это допускалось и раньше - организации могли при необходимости вписывать дополнительные строки или графы по сравнению с образцами отчетных форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 13.01.2000 № 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". В случае, если организация принимала решение представлять отчетность по типовым формам, то до введения в действия нового Приказа в случае отсутствия каких-либо показателей (активов, пассивов и т. д.) соответствующие статьи просто прочеркивались. Теперь эти показатели (строки, графы) не включаются в отчетные формы организации (п. 5 Указаний о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом). Новый порядок, кстати, практически исключает заполнение бланков бухгалтерской отчетности "от руки" (по принципу "купил бланки и заполнил обычной ручкой"), то есть без применения средств оргтехники - ведь теперь стандартный бланк целиком годится только для случая, когда заполняются все предусмотренные в нем показатели, а такой случай на практике бывает очень редко.

В типовых формах теперь практически нет обязательных расшифровок показателей

Если раньше, например, сразу за строкой 110 "Нематериальные активы" типовой формы баланса следовали строки расшифровки (111 "в том числе патенты, лицензии, товарные знаки…", 112 "организационные расходы", 113 "деловая репутация организации"), то теперь их нет. Ранее присутствие показателей расшифровки фактически "заставляло" бухгалтеров их заполнять, вне зависимости от критериев значимости и существенности, теперь нет необходимости делать ненужную или малополезную работу.

Раскрытие требуемой нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету информации может быть осуществлено путем включения соответствующих показателей либо непосредственно в формы бухгалтерской отчетности, либо в пояснительную записку. Кроме того, Минфин особо обращает внимание на то, что организация может представлять дополнительную информацию, если исполнительный орган считает ее полезной для пользователей отчетности (п. 1 Указаний о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом).

В типовых формах отчетности теперь отсутствуют стандартные коды строк (за исключением баланса)

Указанное нововведение вполне логично увязывается с предыдущими изменениями. Коды строк присваиваются самими организациями.

Сохранение стандартных кодов строк баланса в приказе не разъясняется, дается только рекомендация применять эти коды для итоговых строк и строк разделов и групп статей (п. 8 Указаний о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом).

Изменения в форме бухгалтерского баланса (приказ 67н)

В целом типовая форма (образец) баланса стала занимать в 2 раза меньше места - две страницы вместо четырех - главным образом, за счет почти полного отсутствия обязательных расшифровок основных статей (про что уже говорилось выше). Но при более внимательном взгляде на новый образец можно обратить внимание на следующее.

Введение показателей, следующих из ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"

В разделе баланса "Внеоборотные активы" появился показатель "Отложенные налоговые активы" (код 145), а в разделе "Долгосрочные обязательства" - показатель "Отложенные налоговые обязательства".

Изменение состава показателей раздела "Капитал и резервы"

1. Собственные акции, выкупленные акционерами, теперь вычитаются из капитала - это абсолютно логично с экономической точки зрения (ведь выкуп организацией собственных акций или долей в уставном капитале действительно означает, что капитал, "работающий" в организации, уменьшился, так как был отвлечен на операцию выкупа). Ранее, следует напомнить, стоимость выкупленных собственных акций отражалась в активе баланса.

2. В новом образце баланса не стало таких показателей, как "Фонд социальной сферы" (бывшая строка 440) и "Целевые финансирование и поступления" (строка 450 прежней формы баланса). Это тоже представляется оправданным. Ведь теперь нет жесткого ограничения "сверху" на размер средств, которые может потратить организация на социальную сферу или на какие-либо иные цели - все решает высший орган управления организацией (например, в акционерном обществе - собрание акционеров). А для внешних пользователей отчетности (инвесторов, кредиторов и т. п.) главное - это размер капитала в целом, динамика его изменения и т. д. Конечно, если принято решение, что значительные суммы прибыли будут направлены на социальные нужды, то эта информация, вероятно, является существенной и подлежит раскрытию, но не обязательно в самом балансе.

Остатки неиспользованных средств целевого финансирования и поступлений, по идее, не могут автоматически присоединяться к капиталу (то есть, образно выражаясь, не могут "быть положенными в карман" собственников организации), так как за них "еще надо отчитаться" - либо использовать по целевому назначению, либо вернуть, либо признать доходом.

3. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) теперь приведены одной строкой, без разделения на прибыль/убыток прошлых лет и прибыль/убыток отчетного года.

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах

В образце появился новый показатель - "Нематериальные активы, полученные в пользование". Кроме того, стандартные коды строк данной справки не предусмотрены.

Изменения в отчете о прибылях и убытках (приказ 67н)

Изменение формата представления данных

Исчезло деление основной таблицы образца отчета на 4 раздела ("Доходы и расходы по обычным видам деятельности", "Операционные доходы и расходы", "Внереализационные доходы и расходы", "Чрезвычайные доходы и расходы"). Формат представления данных в образце отчета теперь больше похож на формат, традиционно применяемый в отчетности по международным стандартам (МСФО).

Исчезновение из образца отчета показателей "Чрезвычайные доходы" и "Чрезвычайные расходы", вероятно, обусловлено тем, что эти статьи по своему характеру действительно встречаются редко. Однако при необходимости они могут быть включены в отчет организации в периоде, когда чрезвычайные доходы (расходы) имели место.

Учет ПБУ 18/02

С введением в действие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" связано добавление следующих показателей:

  • Отложенные налоговые активы;
  • Отложенные налоговые обязательства;
  • Постоянные налоговые обязательства (активы) - приводится справочно.

Здесь целесообразно обратить внимание на следующее.

Порядок заполнения новых показателей в Приказе не приводится. Но его не очень сложно представить себе, если иметь в виду формулу расчета текущего налога на прибыль, приведенную в п. 21 ПБУ 18/02:

Из данной формулы следует, что в отчетный показатель "Отложенные налоговые активы" включается изменение отложенных налоговых активов за период, то есть разность оборотов по дебету и кредиту счета 09 "Отложенные налоговые активы". При этом если дебетовый оборот по счету 09 превышает кредитовый, то имеет место уплата налога на прибыль "авансом", то есть больше платим текущий налог сейчас, но расход по налогу признаем меньше. Соответственно, такое превышение должно показываться в отчете со знаком "плюс", чтобы скомпенсировать отрицательный эффект повышенного текущего налога на прибыль. Аналогично разность дебетового и кредитового оборотов по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства" должна показать изменение отложенных налоговых обязательств.

Пример

Прибыль до налогообложения по данным бухгалтерского учета организации составила 200 тыс. руб.
При этом имеются две причины отличия этой суммы от налогооблагаемой прибыли: временно не принят убыток от реализации объекта основных средств в сумме 50 тыс. руб., кроме того, вследствие разной классификации расходов в бухгалтерском и налоговом учете 150 тыс. руб. расходов уменьшили налоговую базу текущего периода, а в бухгалтерском учете не были учтены при формировании финансового результата (учтены как остаток незавершенного производства на конец периода).
Налоговая база по налогу на прибыль - 100 тыс. руб., текущий налог на прибыль к уплате в бюджет по данным налоговой декларации - 24 тыс. руб. (100 тыс. руб. * 24%).
Тогда соответствующие показатели отчета о прибылях и убытках будут выглядеть следующим образом:

Действительно, если из величины прибыли для налогообложения (200 тыс. руб.) вычесть условный расход по налогу на прибыль 48 тыс. руб. (200 тыс. руб. * 24%), то получится 152 тыс. руб.

Теперь допустим, что помимо упомянутого выше, в отчетном периоде имели место расходы, учтенные при формировании бухгалтерской прибыли, но не принимаемые для налогообложения в сумме 12,5 тыс. руб.
В этом случае налоговая база будет равна 112,5 тыс. руб., сумма налога на прибыль к уплате в бюджет - 27 тыс. руб., 3 тыс. руб. составят постоянные налоговые обязательства.

Проверка величины чистой прибыли: прибыль до налогообложения 200 тыс. руб. - условный расход по налогу на прибыль 48 тыс. руб. - постоянные налоговые обязательства 3 тыс. руб. = 149 тыс. руб.

Изменение показателей о прибыли (убытке) на акцию

Вместо ранее применявшихся показателей "Дивиденды, приходящиеся на одну акцию" и "Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию" теперь в образце приведены принципиально иные показатели:

  • Базовая прибыль (убыток) на акцию;
  • Разводненная прибыль (убыток) на акцию.

При этом в самом приказе не сказано, как определяются эти показатели, однако подробности излагаются в Методических рекомендациях по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утверждены приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н).

Новое в отчете об изменениях капитала (приказ 67н)

Образец этого отчета существенно переработан Минфином.

Наиболее существенные изменения

Самыми главными изменениями представляются следующие:

  1. В отчете об изменениях капитала теперь приводится информация за два года (отчетный и предыдущий), а не за один, как было ранее;
  2. Отдельно выделена группа показателей, корректирующих величину капитала на начало каждого отчетного периода, в частности:
  • Изменения в учетной политике;
  • Результат от переоценки объектов основных средств.

Если с результатом переоценки основных средств все относительно понятно (переоценка может изменить величину добавочного капитала или нераспределенной прибыли), то введение показателя "Изменения в учетной политике" может показаться не вполне очевидным. Для выяснения вопроса обратимся к разделу IV Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н.

Там указано, в частности, что последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. На практике это может вылиться в весьма трудоемкую задачу. Если, например, в учетной политике изменяется метод списания материально-производственных запасов (с ФИФО на ЛИФО), то для определения влияния изменения учетной политики по данному вопросу нужно "пересчитать" весь расход МПЗ методом ЛИФО, и разницу отразить в отчете. В связи с этим - вывод: относитесь к изменению учетной политики осторожно и взвешенно!

Прочие изменения

В отчете несколько по-другому представляются теперь и показатели изменения капитала и резервов в течение года. В частности:

  • исключена из образца отчета информация о движении источников целевого финансирования и поступлений, а также фонда социальной сферы;
  • отдельно показывается движение резервов, образованных в соответствии с законодательством; резервов, образованных с учредительными документами; оценочных резервов и резервов предстоящих расходов (в предыдущем образце отдельно отражались данные только по последним двум видам резервов);
  • изменен внешний вид практически всех таблиц, кроме справки, в которую включаются сведения о величине чистых активов и о суммах, полученных организацией из бюджета и внебюджетных фондов на расходы по обычным видам деятельности и на капитальные вложения.

Изменения в отчете о движении денежных средств (приказ 67н)

Изменена форма представления показателей (приближена к форме, обычно применяемой в международной практике), а также уточнен состав показателей:

  • исключены статьи, малоинтересные "обычным" пользователям отчетности ввиду своего специфического характера (раньше они содержались в справочной таблице - "поступило по наличному расчету", "из них с применением контрольно-кассовых аппаратов" и т.д.);
  • добавлены показатели, которые в определенных условиях могут оказаться существенными для принятия решений (например, сколько средств было потрачено на приобретение дочерних организаций или в каком размере погашались обязательства по финансовой аренде).

Представляется, что в новой форме более четко представлены показатели движения денежных средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Новое в приложении к бухгалтерскому балансу (приказ 67н)

В целом характер изменений носит ту же направленность, что и в отчете о движении денежных средств: из образца убраны весьма специфические показатели (например, сведения о просроченной свыше 3 месяцев дебиторской и кредиторской задолженности, данные о движении векселей, в том числе просроченных, перечни организаций, имеющих наибольшую дебиторскую и кредиторскую задолженность, в которых отдельно выделялась сумма задолженности длительностью свыше трех месяцев), зато введено раскрытие сведений о расходах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, о расходах на освоение природных ресурсов, о государственной помощи (включая движение бюджетных кредитов). Существенно расширено представление данных о финансовых вложениях (в свете введенного в действие с 2003 года нового ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"), в том числе:

  • предусмотрено раскрытие информации о вкладах в уставные капиталы дочерних и зависимых обществ, вложениях в государственные и муниципальные ценные бумаги, в долговые ценные бумаги других организаций;
  • отдельно раскрывается информация о вложениях, имеющих текущую рыночную стоимость;
  • предусмотрено указание справочной информации о корректировке оценки стоимости вложений.

Важным также является включение в отчет расширенных сведений об имуществе, находящемся в залоге: раньше было предусмотрено указание лишь общей стоимости такого имущества, теперь нужно также указывать, какие именно виды имущества заложены (основные средства, ценные бумаги и т. д.) и их стоимость, а также какие виды имущества находятся в залоге у самой организации.

Отчет о целевом использовании полученных средств (приказ 67н)

Это - единственная форма, не претерпевшая изменений в связи с принятием приказа № 67н.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным ом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и государственных (муниципальных) учреждений), приказываю:

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

4. Утвердить прилагаемые Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)

5. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. N 729-ЭР указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается);

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 6128-ЭР указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается);

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 декабря 2002 г. N 122н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 07/12022-ЮД от 23 декабря 2002 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).

6. Ввести в действие настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год.

Министр финансов

Российской Федерации

По заключению Минюста России от 5 августа 2003 г. N 07/8121-АК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается.