Алалия медикаментозное лечение. Симптомы алалии и способы лечения нарушения

Обычно, дети очень говорливы. Их весёлая и непрекращающаяся речь способна довести любого до головной боли. Но бывает так, что ребёнок просто не может говорить, хотя и очень хочет. Одной из причин такого опасного молчания является алалия. Рассмотрим подробнее, что это такое, и как его лечить.

Алалия - это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Виды алалии

Существует несколько классификаций заболевания в зависимости от зоны, степени и механизма патологии, но официальна признана и используется система В.А. Ковшикова. По ней алалия делится на:

  • Сенсорную.
  • Смешанную.

Сенсорная

Данный вид характеризуется недоразвитием речи из-за патологий в речеслуховом анализаторе. Эта часть коры головного мозга отвечает за анализ речи, и нарушения в её работе ведут к невозможности связать определённый образ с его звуковым обозначением.

То есть ребёнок слышит, но не может понять обращённую к нему речь. Из-за этого он может не откликаться, когда его зовут, не прислушиваться к чужой речи.

Сенсорная алалия выражается также в:

  • Расторможенности речи. Ребёнка сложно заставить помолчать.
  • Смешении сходных по произношению звуков.
  • Эхолалии.

У больных детей может отмечаться интеллектуальная недоразвитость.

Моторная алалия

Основная причина появления данной формы заболевания - патологии коркового конца центра Брока, а также проводящих путей этой области. Как результат, появляется недостаточное развитие экспрессивной речи, выражающееся в трудностях овладения речевыми навыками. При этом ребёнок понимает, что ему говорят.

Для данного вида характерны:

  • Позднее формирование речи (примерно в 5 лет).
  • Нарушения грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
  • Малый словарный запас.
  • Расстройство внимания.
  • Двигательная расторможенность.
  • Нарушения интеллектуального развития.

Смешанная

Данную форму называют также тотальной. Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсомоторная область коры головного мозга. Больные дети не только не могут воспроизвести речь, но и не понимают её.

Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием.

Причины

Поскольку алалия может возникать на разных этапах развития ребёнка, причины также различны. Так, например, к органическим поражениям речевых центров коры голов. мозга у плода могут приводить:

  • гипоксия;
  • внутриутробная инфекция;
  • угроза выкидыша;
  • сильный токсикоз у матери;
  • механические травмы плода (например, при ударах и падениях беременной);
  • хронические заболевания матери;
  • вирусные заболевания, перенесённые беременной.

Даже если беременность протекала нормально, велик риск травмировать мозг ребёнка при родах, если они преждевременные, скоротечные или затяжные, а также из-за:

  • асфиксии;
  • недоношенности младенца;
  • внутричерепного повреждения;
  • применения акушерских инструментов;
  • человеческого фактора и халатности (если младенца уронили или ударили).

Зачастую, у алалии, возникающей на первом году жизни и далее, обнаруживается несколько причин. То есть не что-то одно, а целая система патологий или факторов влияют на развитие заболевания. Сюда можно отнести:

  • соматические заболевания (как пример, гипотрофия);
  • энцефалит;
  • менингит;
  • предрасположенность к алалии;
  • перенесённые вирусные заболевания (ОРВИ, грипп и пр.);
  • рахит;
  • операции с использованием наркоза;
  • травмы головы;
  • отсутствие нормальной базы для развития (неблагоприятные условия).

Симптомы и признаки алалии у ребенка

Симптоматика алалии напрямую зависит от её вида. Имеется лишь несколько общих аспектов. Так, заболевание всегда связано с расстройством между вербальной и невербальной формами психической деятельности ребёнка.

Если задания на невербальную деятельность выполняются без труда (собрать лёгкий пазл, расставить сюжетные картинки в соответствии с их последовательностью), то вербальные делаются с трудом.

Задержка проявляется на всех этапах речевого развития, которые застала алалия. Например, у младенцев поздно появляется гуление и лепет, иногда они вовсе могут отсутствовать. Отмечается также косноязычие, проявления эгоцентрической речи, бедный словарный запас. Алалия может привести к инвалидности.

Диагностика

Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как:

  • невролог;
  • педиатр;
  • отоларинголог;
  • психолог.

В редких случаях требуется посещение нейрохирурга.Консультация помогает выявить особенности развития речи ребёнка.

Прежде всего проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и ребёнка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.

Чтобы выявить повреждение мозга потребуется провести одно из исследований, например:

  • рентгенографическое исследование;
  • эхоэнцефалографию;

Если ребёнку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.

Лечение и коррекция

Наиболее эффективные результаты в лечении алалии показали:

  • Логопедическая коррекция.
  • Массаж.
  • Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия.

Неврологами и логопедами может назначаться и медикаментозная терапия из курса препаратов:

  • Кортексина;
  • Когитума;
  • Гаммалона;
  • Цераксона;
  • витаминов В12 и В15

Однако эффективность лекарственных средств на больных алалией не доказана.

В данном видео ролике профессиональный логопед проводит занятия с ребенком, страдающим моторной алалией:

Логопедическая коррекция и массаж

Коррекционное воздействие должно быть комплексным, и проводится как дома, так в специализированных санаторных или дошкольных учреждениях.

Коррекционные работы при алалии предполагают занятия на развитие всех сторон речи, например:

  • стимуляцию речевой активности;
  • формирование словарного запаса;
  • развитие фразовой и связной речи;
  • занятие на звукопроизношение и грамматическое оформление высказывания;
  • логоритмику;

В логопедический массаж входят техники для артикуляционной мускулатуры. Манипуляции проводятся зондом, а конечный эффект направлен на нормализацию тонуса речевых мышц.

Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

В качестве дополнительных мер коррекции врачом могут назначаться:

  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия;
  • водолечение;
  • электрофорез;
  • Электростимуляция;

Все эти меры направлены на активизацию и стимуляцию речевых зон коры головного мозга.

Клиники в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве и Санкт-Петербурге есть все необходимые комплексы услуг по лечению алалии. Притом процедуры могут проводиться как в бесплатном стационаре, так и в платных частных клиниках.

В Москве лечение можно получить в таких платных клиниках, как:

  • Добромед;
  • СМ-Клиника;
  • НИАРМЕДИК;
  • ПрофМедПомощь;
  • К+31;
  • Чайка;
  • Семейная;
  • ОРИС;
  • ОНМЕД;
  • Московия;
  • НЕБОЛИТ;
  • и другие;

В среднем, консультация обойдётся в пределах 1000-2000 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге за консультацией можно обратиться в:

  • Институт остеопатии Мохова;
  • Врач+;
  • БалтМед Гавань;
  • Феникс-Мед;
  • Аква-Доктор;
  • Квантум Сатис;
  • Здоровый век;
  • прочие;

Примерная стоимость консультации: до 2 тыс. рублей.

Несмотря на то, что алалия - заболевание, связанное с нарушениями в речевом центре коры головного мозга, оно вполне поддаётся лечению. Если рано диагностировать болезнь и создать все условия, необходимые для нормального развития ребёнка, можно восстановить его речь для нормального состояния.

Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге много бесплатных и частных клиник, готовых помочь сделать вашего ребёнка здоровым.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начать ещё до рождения ребёнка. Мать должна сделать всё, чтобы избежать родовых травм:

  • постоянно наблюдаться у гинеколога;
  • внимательно следить за протеканием беременности:
  • принимать витамины и назначаемые лекарства;
  • не откладывать стимуляцию, если срок родов уже подошёл;

После рождения ребёнка нужно обеспечить ему нормально развитие. Для этого рекомендуется посещать врачей (терапевтов, неврологов, отоларингологов) по расписанию или необходимости, а также заниматься с ним в условиях дома и беречь мозг от повреждений.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Обычно дети отличаются своей говорливостью. Как только они научаются человеческой речи, они тут же пробуют свои навыки коммуникации. Однако некоторые родители могут заметить, что их детки неразговорчивые. Они стесняются? У них проблемы с речью? Все возможно, что требует разбирательства, поскольку может выясниться, что у детей наблюдается алалия. Это особое заболевание, которое имеет сенсорный и моторный вид, симптомы и лечение которых рассмотрим в данной статье.

Что такое алалия?

Что такое алалия? Это заболевание, при котором у ребенка наблюдается частичное или полное отсутствие речи при сохраненном интеллекте и нормальном слухе. Одни специалисты считают данное расстройство заболеванием, другие – синдромом. Отмечается при этом недоразвитость определенных отделов головного мозга, которые отвечают за речевые способности человека. Данное отклонение могло развиться как в период внутриутробного развития, так и после рождения малыша.

Обычно алалия имеет 3 вида своего проявления:

  1. Моторная.
  2. Сенсорная.
  3. Комбинаторная (смешанная или сенсомоторная).

Каждая характеризуется зоной своего проявления, степенью и механизмами патологии.

Поскольку у малыша сохранен интеллект и нормально сформирован речевой аппарат, он активно познает мир. Сложность в выявлении алалии заключается в том, что ребенок не сразу начинает разговаривать. Вполне естественно, что первые 3 года он может не вызывать подозрений у своих родителей. Только в том возрасте, когда он должен уметь хорошо разговаривать и не закрывать рот, могут ярко проявиться те или иные признаки дефицитарности речи.

Родители могут заподозрить алалию у детей по следующим признакам:

  • Неграмотность.
  • Бедный словарный запас.
  • Дефекты в звукопроизношении.
  • Поздняя речевая реакция.
  • Нарушение слогового строения.
  • Нарушение фонематических процессов.

Первые догадки могут пасть на неправильное обучение ребенка. В таком случае следует вести к логопеду, который занимается устранением речевых недостатков, проявляющиеся из-за недоразвитости речевого аппарата. Однако при диагностике ребенка он обозначит другие причины молчаливости ребенка, что будет требовать обследований у других врачей.

Первые признаки

Первые признаки алалии у детей начинают проявляться в двухлетнем возрасте, когда они пытаются произносить слова, строить фразы. Если наблюдаются определенные признаки, необходимо быстро приступить к их лечению, поскольку заболевание будет развиваться. По каким признакам можно определить алалию у детей?

  1. Непонимание слов родителей.
  2. Нарушение движений.
  3. Замедление умственного развития.
  4. Коммуникация со взрослыми осуществляется жестами.
  5. Повышенная раздражительность.
  6. Ошибки в склонениях и падежах, в числах.
  7. Отсутствие навыков самообслуживания.

Поскольку недуг выражается в непонимании человеческой речи, ребенок может постепенно отгораживаться и отдаляться от взрослых и других детей. Некоторые могут принять данное поведение за аутизм или умственную, психическую недоразвитость. Неправильный диагноз приводит к неправильному лечению. Проблема усугубляется еще и невозможностью определить уровень слуха малыша.

Если родители заметили, что ребенок медленно развивается на уровне слов, не прогрессирует в своих навыках, остается на прежнем уровне, тогда они должны забить тревогу. Чтобы четко понимать, как развивается речевой аппарат, необходимо изучить литературу по особенностям его развития у малышей.

При развитии того или иного вида алалии наблюдаются следующие различия:

  • Восприятие и понимание речи, слух при моторной алалии сохранены, при сенсорной — нарушены.
  • Сенсорная алалия характеризуется наличием эхолалии, а моторная – отсутствием.
  • Повторение слов или фраз становится невозможным при моторной алалии, при сенсорной – наблюдается, однако дети не понимают значения своих слов.
  • Невербальные или речевые способы общения наблюдаются при моторной алалии, а при сенсорной – могут полностью отсутствовать из-за отсутствия желания вступать в общение.

Мероприятия по коррекции речи должны проводиться в игровой форме, чтобы не утомлять ребенка.

Моторная алалия

Повреждение лобно-теменной доли головного мозга приводит к развитию моторной алалии. Часто такие дети являются объектами гиперопеки, что и неудивительно, поскольку они зачастую получают травмы при рождении либо страдают от серьезных заболеваний в первые годы своей жизни. Вот почему такие детки часто являются капризными, раздражительными и излишне упрямыми.

Определить моторную алалию можно по следующим симптомам:

  1. Недоразвитость артикуляционного аппарата, что выражается в невозможности двигать органами ротовой полости, которые участвуют в формировании речи.
  2. Отсутствие навыков самообслуживания, которые прививаются детям в раннем возрасте.
  3. Нарушение координации движений: частые падения, невозможность пройтись по бревну или попрыгать на одной ноге.
  4. Неправильное развитие речи, что проходит от полного его отсутствия до произношения фраз с некоторыми ошибками.

Моторная алалия проявляется в 3 стадиях развития:

  1. На первой стадии люди не могут понять смысла слов ребенка. Он не может выражать свои эмоции и мысли через слова. Только по мимике, жестам и конкретной ситуации можно понять, о чем говорит малыш.
  2. На второй стадии ребенок уже способен выразить свои мысли более понятными людям словами.
  3. На третьей стадии малыш способен составлять предложения с использованием правильных слов, однако совершает грамматические и лексические ошибки.

Если родители ошибочно воспримут неразговорчивость ребенка или неправильность произношения им слов за лень, тогда они могут запустить недуг. Врачи диагностируют заболевание путем проверки речевого аппарата и его использования, анализов на электроэнцефалограмме, а также при тестировании слуховых и интеллектуальных навыков.

Естественно, что корректировка моторной алалии происходит в речевой направленности, а также продолжении обучения малыша и даче знаний об окружающем мире.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия проявляется в непонимании ребенком речи окружающих. Наблюдается существенный разрыв между звучанием и смыслом слова, что приводит не только к непониманию, но и к отсутствию желания использовать речь. Вот почему вскоре ребенок постепенно отгораживается от людей, искажается его зрительное восприятие, замедляется умственное развитие.

Именно таким деткам часто ставят неверные диагнозы, например, олигофрения или аутизм, что приводит к неверному лечению.

Легче всего ребенку воспринимать речь по утрам. Уже ближе к вечеру происходит утомление, что значительно снижает восприятие ребенком речи окружающих. Пассивный словарь ребенка пополняется медленно из-за неспособности понимать значение и звучание слов. При этом он может как реагировать на акустические негромкие звуки, так и полностью их игнорировать. Вот почему при работе с таким ребенком не имеет никакого значения громкость произносимых слов. Если повышать голос, можно таким образом отличить лишь слабослышащего малыша от алалика. Однако данный подход не будет иметь эффекта.

Также малыш может обращать внимание на звуки, которые здоровыми людьми обычно игнорируются, например, пение птиц, капание воды. Поскольку звуки являются продолжительными, малыш может жаловаться на головную боль или быть раздражительным.

Высокая речевая активность является одним из признаков сенсорного алалика. Малыш может повторять слова, только что услышанные, пытаясь из них составить предложения. Однако смысла их он не понимает. Смысл их предложений непонятный не только окружающим, но и самим малышам. При этом наблюдается четкость речи, активная жестикуляция и даже заинтересованность собственным голосом и речью.

Помимо этого наблюдаются такие признаки:

  • Расстройство личности.
  • Умственная недоразвитость.
  • Трудности в поведении.

Симптомы

Самым ярким симптомом алалии является дефект речи, который проявляется в различных формах: полным отсутствием, бессвязными речами, грамматическими и лексическими ошибками. Порой речь у ребенка не формируется до 12 лет, несмотря на все развивающие упражнения и игры.

Моторная алалия выражается отсутствием экспрессии в речи малыша. Может полностью отсутствовать лепет. Ребенок сначала не произносить слова из-за непонимания их смысла, потом старается составить предложения более понятными словами, лишь на последнем этапе возникают попытки правильно говорить, однако ошибки наблюдаются. Вместе с тем все это сопровождается интеллектуальной отсталостью. Словарный запас скуден, а навыки к письму развиваются очень поздно.

Сенсорная алалия характеризуется непониманием связи между произношением слов и объектами, которые они передают. Таким образом, задержка в использовании слов может стать явной. Ребенок потом начинает говорить, однако бессвязно и порой коверкая слова, подбирая похожие по звучанию. Он не понимает, что говорит. При этом малыш может не реагировать на зов, однако обращать внимание на тихие звуки. Здесь тоже наблюдается умственная отсталость.

Речевой аппарат развивается очень медленно. По окончании младенчества у ребенка может наблюдаться не более 100 слов словарного запаса. Это не дает прогнозов на дальнейшее развитие малыша, однако точно указывает на заболевание.

Помимо речевых дефектов у малыша наблюдаются различные психические расстройства в связи с недугом:

  1. Невроз.
  2. Раздражительность.
  3. Сниженное внимание.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Низкая работоспособность.
  6. Задержка в развитии психики.

Проблемой алалии эффективно занимаются специалисты на сайте психотерапевтической помощи сайт. Диагностику и лечение должны проводить только врачи, поскольку родители не обладают достаточными знаниями по корректировке речи алалика.

Лечение

Оставлять проблему без внимания не следует. В редких случаях она устраняется путем тех мероприятий, которые проводятся родителями. Зачастую без помощи специалиста не обойтись. Все начинается с диагностики, которая помогает определить правильный подход к лечению алалии.

Иногда мероприятия могут быть легкими, что потребует лишь занятий родителей с малышом. Вскоре речевой аппарат будет развит, и ребенок сможет быть похожим на остальных детей. В любом случае лечебные мероприятия необходимы.

При легкой форме алалии речь идет о логопедических занятиях, где происходит корректировка слов и грамматики ребенка. Систематические занятия позволят устранить все недостатки, которые связаны с речью малыша.

При тяжелых формах алалии проводится не только терапия. Речь идет о грубых повреждениях отдела головного мозга, что требует особого лечения.

В общем лечение алалии проводится следующими мероприятиями:

  • Логопедический массаж – упражнение на развитие мускулатуры артикуляционного аппарата.
  • Логопедические занятия.
  • Микротоковая рефлексотерапия, при которой идет воздействие на отделы головного мозга, отвечающие за речь, желание говорить, пополнение словарного запаса и т. д.

Эффект от использования лекарств еще не доказан, однако проводятся исследования, где готовятся медикаменты для формирования мозговых компонентов (кортексины, гаммалоны, когитумы, цераксоны, витамины В12 и В15). Также проводится водолечение, физиотерапия, лазеротерапия. Малыш проходит через занятия по развитию мелкой моторики и когнитивных функций (памяти, вниманию, мыслительной деятельности). Наглядные материалы при пополнении словарного запаса тоже активно используются в домашних условиях.

Занятия проводятся как в специальных учреждениях, так и дома, в зависимости от степени заболевания.

Прогноз

Прогноз при лечении алалии неоднозначен. Обычно дети быстро восстанавливаются в речи и своем психическом развитии. Однако врачи не могут давать гарантий проводимых им мероприятий. Все зависит от:

  • Своевременности выявления болезни и проводимого лечения.
  • Степени тяжести.
  • Качества неразвитой речи (насколько запущена болезнь и как развивалась).

Обычно дети при сенсорной алалии быстрее излечиваются, нежели малыши при моторной. На продолжительность жизни алалия не влияет, однако значительно портит ее малышу, который не только не может контактировать с другими детками и взрослыми, но и сам неправильно развивается под воздействием собственного недуга.

Итог нелечимой болезни – полная изоляция от социума, изгнание. Результат проводимого лечения может стать самым невероятным – полное восстановление речи и психики.

Немаловажным здесь становится знание родителями о том, как можно избежать подобного недуга у ребенка. Если вы ждете малыша, тогда следует:

  • Постоянно наблюдаться у гинеколога.
  • Принимать назначаемые лекарства и витамины.
  • Следить за течением беременности.
  • Прибегать к стимуляции родов, если наступил срок.

Следует постоянно обследоваться у врачей после рождения малыша, чтобы они контролировали процесс его развития и формирования. В семье должна быть благоприятная обстановка, чтобы ребенок мог спокойно развиваться на физическом и психическом уровнях. При выявлении отклонений не следует ждать, что «все само рассосется». Чем дольше ребенок не получает медицинского лечения, тем серьезнее становится его проблема.

Алалия - грубое недоразвитие либо полное отсутствие речевой функции, которое вызывается органическим поражением зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Данное повреждение возникает во внутриутробном периоде или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т.е. у малыша наблюдается позднее появление речевых реакций, нарушение звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, бедность словарного запаса.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще. Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Причины алалии

Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.

Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.

Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.

Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.

Классификация алалии

За все время изучения проблемы было предложено несколько классификаций алалии в зависимости от ее проявления, механизма, степени выраженности недоразвития речи. Сегодня в логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову. Согласно нее выделяют:

  • моторную или экспрессивную алалию;
  • сенсорную или импрессивную алалию;
  • смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную, в зависимости от преобладания нарушений развития речи).

Моторная форма алалии возникает в результате раннего органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора. У ребенка в этом случае собственная речь не развивается, однако понимание чужой речи сохраняется. В зависимости от того, какая зона головного мозга повреждена, различают 2 вида алалии - афферентную моторную и эфферентную моторную. При афферентной моторной алалии наблюдается органическое поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. При эфферентной моторной алалии происходит поражение премоторной коры (задней трети нижней лобной извилины, центра Брока), сопровождаемое кинетической артикуляторной апраксией.

Сенсорная форма алалии возникает в результате поражения коркового отдела речеслухового анализатора (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). При этом у ребенка нарушается высший корковый анализ, а также синтез звуков речи. Несмотря на то, что физический слух у него сохранен, речь окружающих ребенок не понимает.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия симптомы может иметь различные - как речевые, так и не связанные с речью (неврологические, психологические).

Неврологическая симптоматика при этой форме алалии представлена, в первую очередь, двигательными нарушениями, плохой координацией, плохим развитием моторики пальцев. Детям с моторной алалией сложно овладеть даже элементарными навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц) и выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики).

Давая психологическую характеристику детей с моторной алалией, следует отметить нарушения внимания, памяти, восприятия. Такие дети могут быть гиперактивными либо, наоборот, заторможенными и малоподвижными. Для малышей с моторной алалией свойственны высокая утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Моторная алалия у детей приводит к тому, что вследствие речевой недостаточности вторично страдает интеллектуальное развитие ребенка. Однако по мере развития речи оно постепенно приходит в норму.

При моторной алалии имеется ярко выраженная диссоциация между импрессивной и экспрессивной речью. Понимание речи сохраняется, однако собственная речь не развивается совсем либо же развивается с грубыми отклонениями. Этапы становления речевых навыков (а именно: гудение, лепет, слова, фразы, связная речь) проходят с запозданием, а сами речевые реакции весьма упрощены.

Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией теоретически способен выполнять любые артикуляторные движения, у него наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения. Зачастую при этом возникают смешения и стойкие замены артикуляционно спорных фонем, что неизбежно приводит к невозможности воспроизведения звукового образа слова.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. На фоне моторной алалии несформированность динамического речевого стереотипа зачастую приводит к появлению заикания.

Запас слов при моторной алалии весьма отстает от возрастной нормы. Все новые слова ребенок усваивает с трудом, в его речи присутствуют, в основном, обиходные термины. Незначительный лексический запас приводит к неточному пониманию значений слов, неуместному употреблению их в речи, замене по звуковому и семантическому сходству. Отличительной чертой моторной алалии является преобладание в речи существительных в именительном падеже, значительное ограничение других частей речи, трудности с образованием и распознаванием грамматических форм.

Связная речь при моторной алалии имеет грубое нарушение. Обычно она состоит из коротких предложений. Ребенок с речевой алалией не может последовательно изложить события, отделить главное от второстепенного, передать смысл события, определить причину и следствие, временные связи.

При грубых формах моторной алалии речь не развивается совсем, ребенок может только подражать звукам и произносить отдельные лепетные слова, сопровождая их мимикой и активной жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Основным дефектом при сенсорной алалии выступает нарушение восприятия обращенной речи и понимания ее смысла. При этом у сенсорных алаликов в полной мере сохраняется физический слух. Зачастую они страдают гиперакузией - излишней чувствительностью к звукам, которые безразличны для окружающих (шуршанию, скрипу).

Собственная речевая активность у ребенка с сенсорной алалией повышена. Но речь при этом представляет собой набор бессмысленных звуков и обрывков слов. Зачастую вместо ответа на вопрос ребенок с сенсорной алалией повторяет сам вопрос, т.е. чужие слова. В этом случае налицо так называемая эхолалия. В целом же речь при сенсорной алалии лишена смысла, она бессвязна и непонятна для окружающих. Имеет место так называемая логорея или «словесный салат». Кроме того, в речи детей с сенсорной алалией присутствуют пропуски слогов (элизии), навязчивые повторения звуков и слогов (персеверации), объединение частей двух слов друг с другом (контаминации), звуковые замены (парафазии). При этом дети с сенсорной алалией весьма терпимо относятся к собственной речи, такое нарушение не мешает им общаться, ведь для этого они используют жесты и мимику.

В случае грубой формы сенсорной алалии понимание речи со стороны ребенка полностью отсутствует, но в других случаях зависит от ситуации. Но даже если ребенку понятен смысл фразы, то стоит поменять порядок слов в предложении, словоформу или темп речи, как понимание теряется. Зачастую, чтобы осмыслить речь, ребенку с сенсорной алалией приходится «читать» с губ говорящего. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут произнести сами, и чтобы осмыслить речь, им нужно произнести слова. При других обстоятельствах понимание у них отсутствует.

Недостаточность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок с сенсорной алалией не различает слова, имеющие разный смысл, но близкие по звучанию, а также не может соотнести произносимое или слышимое слово с тем или иным явлением или предметом.

Грубое искажение развития речи также может приводить к вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Но категорических выводов все же делать не стоит. За умственное отставание при сенсорной алалии можно легко принять непонимание ребенком речевого задания.

Что касается психологических особенностей детей с сенсорной алалией, то для них характерны повышенная отвлекаемость, трудности с удержанием внимания, неустойчивость памяти и слухового восприятия. У таких детей может отмечаться хаотичность поведения, импульсивность или, наоборот, замкнутость и инертность. Сенсорная алалия в чистом виде встречается довольно редко. Чаще всего имеет место смешанная сенсомоторная форма, что подтверждает функциональную связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Обследование детей с алалией

В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца - лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.

Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.

Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.

Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка. При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.

Коррекция алалии

Для детей, у которых диагностирована алалия, лечение заключается в грамотной и постепенной коррекции речевых навыков ребенка. Необходимую помощь они получают в специализированных ДОУ, коррекционных центрах, стационарах, санаториях.

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики - ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии, в первую очередь, ставится задача научиться различать неречевые и речевые звуки, дифференцировать слова, соотносить их с конкретными предметами и действиями, понимать фразы и речевые инструкции, овладеть грамматическим строем речи. Затем по мере накопления словарного запаса, формирования фонематического восприятия и тонких акустических дифференцировок можно переходить к развитию собственной речи малыша.

Прогноз и профилактика алалии

Результат коррекционной работы при алалии зависит от многих факторов. В частности, залогом успеха являются раннее начало коррекции (с 3-4 лет), комплексный характер, воздействие на все компоненты речи. Непременным условием успешной коррекции алалии является то, что формирование речевых процессов должно осуществляться в единстве всех психических функций. Для ребенка с моторной алалией прогноз более благоприятный. При сенсорной и сенсомоторной алалии - скорее неопределенный. На прогноз в значительной мере влияет и степень органического поражения головного мозга. В дальнейшем у детей с алалией в процессе школьного обучения могут наблюдаться различные нарушения письменной речи. Важно помнить, что коррекционная работа при алалии позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.

Что касается профилактики алалии, то для ее предупреждения необходимо обеспечить благоприятное протекание беременности и родов, а также раннее физическое развитие ребенка.

Бывает так, что у ребенка нормальный слух, интеллект в порядке, но он не разговаривает или разговаривает совсем плохо. Такое отсутствие речи или ее недоразвитие называется алалия. Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. Причем, у мальчиков оно бывает вдвое чаще, чем у девочек.

Причины развития алалии достоверно не выяснены, однако выделены факторы риска, к которым относят родовые травмы, влияние вирусных инфекций во время беременности, бесконтрольный прием лекарств беременной женщиной, эндокринные и другие заболевания. Также влияют и психологические факторы: разлучение малыша с матерью, нервная обстановка в доме, критическое отношение к успехам ребенка — всё это может стать причиной того, что ребенок перестает нормально воспринимать и понимать речь окружающих его людей, хотя ранее всё было в норме.

При алалии происходит системное недоразвитие речи. Нарушаются все ее компоненты, проявлениями могут быть:

  • Неправильное произношение звуков,
  • Ограниченный словарный запас,
  • Непонимание речи других людей,
  • Нарушение грамматического строя речи,
  • Полное отсутствие речи,
  • Проблемы в усвоении навыков чтения и письма.

Кроме речевых расстройств у детей-алаликов встречаются двигательные расстройства, неврологические, психопатологические проявления. Набор симптомов часто бывает индивидуален, и проявления одной и той же формы алалии у детей может сильно отличаться. Принято выделять моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию.

Моторная алалия

Моторная алалия возникает по причине снижения активности или поражения коры головного мозга, в частности центра Брока, который расположен в лобно-теменных областях коры левого полушария. Если говорить простым языком, то при моторной алалии нарушена связь мозговых речевых центров и органов речи.

Дети с моторной алалией хорошо понимают речь других людей, но их речь развивается медленно, не проходит все этапы формирования. Такому ребенку очень трудно или вовсе невозможно повторить не только слова, но и слоги и даже звуки. Они всё понимают и могут объясниться жестами, например, показать названный предмет или попросить что-то, указывая на это. Очень часто такие дети не разговаривают вообще. Это плохо сказывается на общем развитии, отдаляет ребенка от общения с другими людьми.

Проявления моторной алалии:

  • Неспособность правильно проговаривать слова,
  • Неумение правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже,
  • Неправильное употребление предлогов,
  • Перестановка звуков и слогов в слове,
  • Маленький словарный запас.

Моторная алалия может быть причиной плохой успеваемости в школе. Она лежит в основе таких расстройств как дислексия и дисграфия, сочетается с расстройствами работоспособности и внимания у детей, сопровождается излишней двигательной активностью или наоборот заторможенностью.

Сенсорная алалия

Эта форма алалии встречается гораздо реже, чем моторная. При сенсорной алалии ребенок недостаточно понимает речь других людей, хотя и хорошо слышит. Причиной тому поражение центра Вернике. Этот центр находится в височной области левого полушария и играет роль слухоречевого анализатора. Поскольку восприятие и понимание речи у ребенка с сенсорной алалией нарушены, то нарушено и формирование речи.

Проявления сенсорной алалии:

  • Дети неправильно произносят звуки, искажают слова,
  • Они могут не откликаться, когда их зовут, но реагируют на отвлеченные шумы,
  • Дети в одних случаях могут повторить слоги, слова или фразы, в других нет,
  • Понимание слов, когда они произнесены отдельно и непонимание этих же слов в связной речи,
  • Понимание смысла фраз только в определенном контексте или в определенной ситуации,
  • Некоторые дети с сенсорной алалией понимают только то, что сами могут произнести,
  • Трудности в поддержании внимания, в переключении с одного вида деятельности на другой.

Сенсомоторная алалия

При сенсомоторной алалии сочетаются нарушения, свойственные для обеих форм этого заболевания. Нарушена как связь мозга с речевым аппаратом, так и возможность воспринимать и анализировать чужую речь. В результате малыш не только не может говорить, но и не понимает, что говорят другие. Это нарушение является наиболее тяжелой формой нарушений речевого развития. Встречается сенсомоторная форма в 3-4% случаев алалии.

Алалия: способы лечения

В некоторых случаях алалия проходит сама по себе, по мере взросления ребенка. Однако чаще всего невозможно обойтись без медицинской и логопедической помощи. Очень большое значение имеет своевременное выявление нарушений и квалифицированная помощь ребенку, если коррекция проводится на достаточном уровне и начата своевременно, речь формируется полностью, улучшаются интеллектуальные способности ребенка, он адаптируется в окружающем мире и становится в состоянии наладить общение и со сверстниками, и со взрослыми. Так, сенсорная и моторная алалия в 3 года намного легче и успешнее поддается корректировке, чем в 5-6 лет. Если родители не обеспокоились плохо развитой речью у ребенка, пока он не пошел в школу, то скорее всего в общеобразовательной школе он не будет успевающим учеником, и для восстановления речи понадобится гораздо больше времени и сил.

Лечение алалии должно быть комплексным, оно включает различные медицинские воздействия, витаминотерапию, лекарственную терапию, которая улучшает обмен веществ в головном мозге, систему логопедических упражнений и занятий общеразвивающего характера. Если проблема вызвана заболеванием, инфекцией, то необходимо в первую очередь направить силы на их лечение.

Один из современных методов лечения алалии у детей — электро-рефлексотерапия . С помощью специального аппарата происходит передача электрических импульсов в кору головного мозга. Стимулируются те зоны, функции которых в большей степени нарушены. В результате такого воздействия образуются новые нервные связи, и обучение речевым навыкам проходит быстрее и успешнее.

Нужно помнить, что алалия представляет серьезную проблему, и решить ее за пару недель не удастся. Нужен не один год кропотливого труда, несколько повторяющихся курсов лечения, масса времени, терпения и заботы со стороны взрослых. Однако результаты того стоят. Ведь не владея нормально речью, ребенок не сможет чувствовать себя комфортно среди окружающих, у него возникнет множество ограничений в выборе дальнейшего жизненного пути.

Как распознать проблему?

Алалия «хитрое» заболевание. Иногда ребенок, не понимая речь окружающих, дистанцируется от них, становится необщительным. Это может стать поводом для неправильной постановки диагноза. Иногда такому малышу приписываю аутизм, задержку психического и интеллектуального развития, также не всегда удается установить уровень слуха.

В первую очередь родители должны позаботится о своем ребенке. Чтобы вовремя заметить проблему, нужно знать этапы развития речи.

Речь у детей развивается примерно так:

  • 2-3 месяца — гуление,
  • 3-4 месяца — лепет,
  • 6-8 месяцев — произношение первых слов,
  • 1 год — построение фразы.

Конечно, это идеальный план речевого развития ребенка, могут быть и отклонения. Например, малыш начал говорить слова только в год, но уже к полутора годам научился строить простые фразы. В этом случае скорее всего повода для беспокойства нет. А вот если ребенок в 2 года не говорит совсем или говорит лишь несколько слов, то это уже тревожный сигнал, и обязательно нужно обратиться к специалисту. Также важным признаком проблем речевого развития считается слишком медленное освоение речи, очень медленный прогресс или его отсутствие в течение длительного времени.

Схема лечения ребенка с алалией может выглядеть примерно так

  • Ребенок говорит очень плохо или не говорит совсем в 2 года, значит нужно обратиться к невропатологу .
  • Выполняется диагностика состояния и функционирования головного мозга: магнитно-резонансная томография, электроэнцефалограмма .
  • Курс (возможно, не один) лекарственной терапии , который включает витаминные препараты, препараты, улучшающие передачу нервных импульсов и работу головного мозга .
  • Курс физиотерапевтического лечения в соответствии с назначением врача.
  • В возрасте около 4 лет нужно начинать занятия с логопедом . Они могут быть индивидуальными или в группе. Очень хороший вариант — специальный логопедический детский сад .
  • В процессе всего лечения постоянные занятия с ребенком дома .

В идеале все эти усилия должны привести к тому, что к 7 годам, то есть к поступлению в 1 класс, речь у ребенка восстанавливается, и он хорошо понимает людей, свободно общается в различных ситуациях.

Занятия с ребенком

Все занятия, особенно речевые упражнения, проводят в игровой форме. Тогда они не напрягают ребенка, он занимается с удовольствием. С помощью занятий с логопедом и дома с родителями у малыша-алалика нужно развивать память, внимание, умение отличать предметы друг от друга, соотносить и обобщать предметы. Эти качества способствуют лучшему усвоению речевых навыков.

Незаменимы для развития речи физические упражнения и любые занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики: игры с мячиком, пальчиковая гимнастика, лепка, вырезание, мозаика, рисование, складывание и раскладывание различных игрушек (матрешка, пирамидка). Предложите малышу попробовать себя в таких упражнениях и занятиях, пусть он выберет то, что ему по душе, тогда и пользы от них будет больше.

Угадай загадку

Это речевое упражнение может быть использовано как обычная игра с ребенком. Детские загадки всегда использовались в народной педагогике. Они расширяют кругозор, помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивают смекалку, наблюдательность, память, расширяют словарный запас.

Начинают с простых загадок, сопровождая их картинками. Ребенок показывает картинку с отгадкой, называет её. Можно проанализировать, почему загадка построена именно так, это облегчит малышу её понимание. Следующий этап — заучивание наизусть. Конечно, этот этап можно осуществить только если ребенок уже овладел достаточными навыками произношения слов и фраз.

Особенно подходящими являются загадки, в которых есть повторы. Они будут хорошей тренировкой речевого аппарата.

Скороговорки

Скороговорки — великолепный тренажер речи для любого человека. Они помогают совершенствовать речевой аппарат, делают его более послушным. При постоянных тренировках со временем речь становится правильной, четкой, выразительной. Скороговорки помогут алалику произносить слова целиком, не проглатывать окончания.

Начинают с самых простых и коротких, чтобы их легко было повторит и запомнить. Для того, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию, можно подобрать смешные скороговорки или те, в которых есть известные герои. Например: «Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Постепенно они усложняются, удлиняются. Также и со скоростью произношения: сначала говорим медленно, четко проговаривая каждое слово, затем быстрее и быстрее.

Дома можно подключить к этой игре всех членов семьи или даже устроить соревнование. Тогда кроме практической пользы по выработке речевых навыков все получат удовольствие, внимание друг друга, а это тоже важная составляющая решения проблемы алалии.

Стихи

Стихотворная речь легче воспринимается на слух и легче воспроизводится, поэтому рассказывание и заучивание стихов обязательно включается в любую программу по коррекции речи. Начинают с повторения строк, с их совместного произношения, потом разучивают четверостишия с коротенькими строчками. Занятия можно сопровождать разглядыванием иллюстраций к стихотворению или рисованием собственных картинок. Это поможет глубже осознать смысл текста и добавит еще одну грань восприятия. Постепенно накопится большое количество выученных стихотворений, которые нужно периодически повторять. Делать это можно во время прогулки или по дороге из детского сада домой. Постепенно речь будет становиться всё более и более правильной и четкой.

Например:

Стихотворения нужно произносить по слогам:

Са-са-са — ле-тит о-са
Су-су-су — мы ви-де-ли о-су
Сы-сы-сы — не бо-им-ся мы о-сы

Са-мо-лёт ле-тит,
Са-мо-лет гу-дит.
У-у-у — я ле-чу в Мо-сквууу!

К нам при-шла со-ба-ка
Ум-на-я со-ба-ка
С дет-ка-ми иг-ра-ет
О-чень гром-ко ла-ет
«Ав-ав-ав»

В ма-ши-не, в ма-ши-не
Шо-фёр си-дит,
Ма-ши-на, ма-ши-на
Идёт гу-дит:
«Би-би-би, би-би-би»

Ма-лень-кую Лю-сю
На-пу-га-ли гу-си.

У на-шей ма-ши-ны
ши-пы на ши-нах

Па-ро-воз, па-ро-воз
Но-вень-кий, бле-стя-щий
Он ва-го-ны по-вёз
Буд-то на-сто-ящий.

Кто едет в по-ез-де?
Плю-ше-вы-е миш-ки,
Кош-ки пу-ши-сты-е,
Зай-цы да мар-тыш-ки.

Поиск объектов, которые есть у нас дома

Для коррекции речи у детей с алалией очень важно стимулировать их к проговариванию того, что происходит вокруг, называнию различных предметов, с которыми они взаимодействуют. Для этого подойдет нехитрая игра по поиску различных предметов, которые находятся в доме. Ребенка просят найти, где находится, например, папина любимая чашка. Он находит, приносит и называет этот предмет или проговаривает, где стоит папина чашка. Возможны различные варианты сложности: предметы на виду или скрыты от глаз, ребенок пользуется этими предметами или нет. Самое главное — проговаривать сначала вместе с ним названия, место нахождения, потом ребенок сам будет говорить. Возможен и обратный вариант: он дает задание другим людям. Тогда важно, чтобы формулировка была полной, например, «Папа, найди, где лежат мамины красные бусы».

Такая игра развивает у детей память, внимание, учит их свободнее ориентироваться в пространстве, придает уверенность.

Компьютерные игры

Компьютер — это отличный инструмент, который мотивирует детей. В интернете есть много развивающих игр, которые помогут вашему малышу весело провести время, работая над произношением нужных звуков и слов.

Таким детям подойдут развивающие компьютерные игры, особенно хороши те, которые построены по методике Монтессори. Можно предложить поиграть в звукоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». Обязательно проговаритвайте с малышом названия предметов, которые встречаются в игре. Большую радость вызывают у детей собственные правильные ответы, особенно, когда они сопровождаются обратной связью из игровой программы. Например, при правильном ответе открывается веселый смайлик.

Но и не следует забывать, что компьютерные игры — это тот ресурс развития, который нужно использовать с осторожностью и обязательно строго дозировать. Яркие картинки, движущиеся объекты на экране слишком возбуждают нервную систему ребенка. Ребенку-алалику не стоит разрешать самостоятельно играть в компьютерные игры. Это нужно делать сначала вместе, потом под присмотром взрослых. Причем, не более 15-30 минут.

Дети в возрасте до года озвучивают свои требования невнятным набором звуков. Со временем они постепенно обучаются словам и выражаются все более понятно и четко. Однако, случается, что в положенный срок ребенок не начинает говорить.

Он либо молчит вовсе, либо произносит отдельные сочетания звуков, не имеющих между собой связи.

Причиной такому повороту событий может быть в силу неразвитости речи по тем или иным причинам. От чего возникает алалия и каковы ее симптомы, рассмотрим далее.

Что представляет собой алалия

, для которой характерно отсутствие речи у ребенка в результате ее недоразвития, или полного ее отсутствия.

Провоцируется данное состояние патологиями в речевых центрах головного мозга. Изменения в данных центрах чаще всего происходят в период внутриутробного формирования организма либо в раннем детстве - в возрасте до 36 месяцев .

Дети с патологией развития речи могут иметь достаточно высокий уровень развития, однако, не могут говорить , либо используют для выражения эмоций крайне малый словарный запас.

Сложность в диагностировании алалии заключается в невозможности точно определить симптомы на ранних сроках. Как правило, диагноз ставится тогда, когда ребенок уже должен был говорить, но не делает этого.

Наиболее часто алалия диагностируется у дошкольников, а также у детей младшего школьного возраста. Также отмечено, что среди мальчиков патология встречается чаще, нежели среди девочек.

Часто случается, что родители путают данное заболевание с глухотой или немотой. Симптоматика у патологий схожая, но это абсолютно разные болезни. Проверить малыша можно в грудном возрасте, обращаясь к нему с разной интенсивностью голоса. Проследив за реакцией ребенка, можно сделать вывод, способен ли он реагировать на голос. Детей в возрасте от года можно попросить подать определенный предмет, игрушку. Так можно понять, понимает ли ребенок речь.

Причины патологии

могут быть самыми различными:

  • Механическое воздействие на плод при вынашивании или во время родов;
  • Осложнения беременности в результате сильного токсикоза, а также в результате хронических заболеваний, которыми болела беременная женщина;
  • Патологическое течение беременности с угрозой выкидыша;
  • Осложнения в ходе родовой деятельности: стремительные или затяжные роды;
  • Инфицирование матери или плода во время родов;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Травмы во время родов;
  • Асфиксия.

Алалия также может возникнуть при неправильном использовании медицинских инструментов при родах. Также спровоцировать нарушение развития речевых центров может болезнь, истощающая нервную систему. Частые простудные и вирусные заболевания, неблагоприятные условия могут стать причиной возникновения заболевания.

Виды заболевания

В нормальном состоянии речевые центры головного мозга отвечают за две формы речи: импрессивную (понимание услышанного, построение образов) и экспрессивную (умение выражать мысль словами). В зависимости от типа нарушения в речевом центре, различают три вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная.

  1. . Для этого типа характерно нарушение восприятия речи речевой анализатором. Ребенок слышит слова, однако, не может связать между собой названия предметов и образы. Другими словами, человек не понимает обращенной к нему речи. Дети с данным видом патологии не откликаются на обращенную к ним речь и не отзываются, если их окликнуть. В некоторых случаях в совокупности с данным типом нарушения наблюдается интеллектуальная недоразвитость.
  2. . Нарушение в формировании экспрессивной речи. Ребенок понимает обращенные к нему слова, но испытывает затруднения в формировании собственной речи. Для таких детей характерно позднее развитие речи- к пяти годам, малый словарный запас и рассеивание внимания. Моторная алалия поддается лечению в большей степени, нежели две других формы.
  3. Смешанная - сенсорно-моторная алалия . Иными словами, тотальная алалия. Возникает при полной недееспособности речевых центров головного мозга. Ребенок не только не может говорить, но и не различает речь других людей. Абсолютно все дети с подобным типом патологии отстают в интеллектуальном развитии.

Сенсорная алалия: симптомы

относится к тяжелым видам речевых патологий. Как правило, ребенок слышит произносимую речь, но не понимает ее. Осмысленная речь у таких детей отсутствует. Они могут произносить звуки в хаотичном порядке. Также наблюдается расторможенность речи, то есть малыша трудно заставить помолчать.

У больных сенсорной алалией может наблюдаться обостренная реакция на окружающие звуки - гиперакузия .

Речь сенсорных алаликов заключается в навязчивом повторении звуков и их сочетаний, а также в эхолалии - повторении услышанных слов.

Дети с сенсорной алалией отличаются повышенной «разговорчивостью»: они произносят множество звуков, однако речь их не имеет смысловой нагрузки.

При легкой форме сенсорной алалии дети способны отличать определенные интонации и словосочетания. Некоторые из таких детей с возрастом учатся читать по губам произнесенные слова.

Тяжелая форма заболевания "сенсорная алалия" характеризуется полной неспособностью различать человеческую речь. У алаликов с такой формой патологии наблюдается повышенная возбудимость и неспособность к длительному удерживанию внимания. Тяжелая форма патологии провоцирует недоразвитие памяти и нарушения со стороны психического здоровья.

Моторная алалия: симптомы

Первые проявления моторной алалии можно заметить в младенчестве. Младенец не гулит (в лепете слышны однотонные звуки), а к наступлению года не произносит отдельные слоги . Такие дети начинают произносить слова только к пяти годам. Речь их крайне скудна. Дети с моторной алалией путаются в склонении слов, испытывают затруднения в формировании предложений. Голос у больных зачастую громкий. Правильное произношение характерно в случае с мягкими согласными звуками.

Для моторной алалии характерны фонетические изменения в словах со схожим буквенным набором. Сходно звучащие слоги выступают для ребенка, как бы взаимозаменяемыми. Малыш слышит слова, но толкует их неправильно, в результате чего не может правильно понять вопрос и ответить на него.

Если у ребенка наблюдаются «спутанные» буквы («векта» вместо «ветка») это еще не значит, что малыш имеет патологию "моторная алалия". Насторожиться следует, если к поступлению в первый класс школы ребенок все еще стойко произносит исковерканные слова. В таком случае нужно обратиться к логопеду.

При легкой форме моторной алалии ребенок чаще всего высказывается словосочетаниями в именительном падеже, а также не согласовывает окончания слов. В целом его речь понятна, несмотря на неправильные грамматические строй речи.

Тяжелая форма моторной алалии сопровождается формированием отдельных звуков вместо полноценной речи. Такие дети чаще всего гиперактивны и неспособны сосредотачивать внимание. Для алаликов также характерна психическая заторможенность и неспособность выполнять мелкомоторные функции.

Диагностирование

Для проведения обследования на предмет неправильного развития речевых центров, проводится посещение следующих специалистов:

  • Педиатр;
  • Невролог;
  • Отоларинголога;
  • Психолог;
  • В некоторых случаях - нейрохирург.

Дифференциальное обследование малыша помогает исключить другие заболевания с подобной симптоматикой. Для обследования мозга используют один из следующих методов: исследование при помощи рентгеновских лучей, ЭЭГ, МРТ. Отоскопия и аудиометрия проводятся с целью исключить вариант с тугоухостью.

При обследовании также осуществляется опрос матери относительно протекания беременности, ее состояния во время вынашивания ребенка.

Лечение

Алалия у детей подлежит лечению комплексными методами: необходимо медицинское лечение, педагогическая и психологическая помощь.

Медикаментозное лечение

Лечение при помощи медицинских препаратов включает в себя прием средств, стимулирующих развитие структур центральной нервной системы. Деям прописывают неотропные препараты в качестве монотерапии.

Дозировку и длительность курса определяет лечащий врач индивидуально для каждого больного ребенка. Как правило, длительность приема неотропных стимуляторов проводится на протяжении трех месяцев, а затем повторяется после небольшого перерыва.

Пока нет достоверных доказательств эффективности медикаментозного лечения в случае с детской алалией.

Помимо медикаментозного лечения, проводится коррекция детского рациона. Особую роль в выздоровлении играет наличие всех необходимых питательных веществ. При помощи витаминно-минеральных комплексов осуществляется укрепление иммунитета и общеукрепляющая терапия.

Физиотерапия при алалии

Курсы физиотерапии дают положительные результаты при лечении общего речевого недоразвития. Эффективным считается водолечение, имеющее тонизирующее, расслабляющее и общеукрепляющее действие.

Имеет также смысл электротерапия, действие которой направлено на стимуляцию мозговых центров слабыми электрическими импульсами. Процедура заключается в воздействии на определенные точки на теле, отвечающие за нейрогуморальную передачу рефлексов.

Занятия с педагогом

Медикаментозное лечение не имеет смысла без параллельных занятий больного ребенка с логопедом. Педагогическая коррекция заключается в следующих приемах:

  • Развитие артикуляционного аппарата путем повторения звуков и развития правильного произношения;
  • Формирование связей между словами и образами. При помощи картинок педагог учит ребенка понимать смысл сказанного и правильно использовать окончания слов. Особенно актуальна терапия при сенсорной алалии.
  • Изучение новых слов и фраз во время развития мелкой моторики. Дети учатся лепить из пластилина и рисовать, при этом озвучивая происходящее;
  • Логопедический массаж направлен на развитие мышечной системы рта и формирование правильного произношения звуков. Дети учатся правильно складывать губы во время произношения, тянуть звуки, удерживать язык у неба.

Адаптация в социуме

Дети, которым был поставлен диагноз сенсорная алалия или моторная, нуждаются в социализации, поскольку общение с людьми помогает развиваться речевым центрам мозга, а также формирует способность удерживать внимание и контролировать эмоции.

Существуют специальные школы, где проводится обучение малышей с подобными отклонениями. Также есть отдельные санатории и группы внеклассных занятий, где с алаликами работают специалисты.

Алалия - серьезное нарушение развития, поэтому за возникновением речевых функций у ребенка нужно следить начиная с первых месяцев жизни. Неоказание вовремя помощи ребенку с алалией может привести к инвалидности.

Лечение нарушений речевых центров - процесс длительный. Только систематические занятия в совокупности с физиотерапией и медикаментозным лечением дадут положительный результат.