Тест для определения темперамента щенка. Защитит ли вас собака

Тест для определения темперамента щенка, основан на серии тестов для щенков, разработанных Уильямом Кембелом. Проводит тест человек незнакомый щенку и в незнакомом месте. Эти условия позволяют более точно определить реакцию щенка на нестандартную обстановку. В месте проведения теста не должно быть много отвлекающих раздражителей, щенки должен быть отдохнувшим, не нужно проводить тестирование сразу после еды. Для получения более достоверных результатов тест можно повторить на следующий день.

Социальное притяжение
Поместите щенка в выбранном для проведения теста месте. Человек, проводящий тест, отходит от щенка на несколько шагов приседает на корточки и начинает подманивать щенка, негромко хлопая в ладоши. Манить щенка следует в сторону противоположную той, откуда пришел щенок.
Цель – определение степени социального притяжения, доверия или независимости щенка.
Баллы
1.Охотно подходит, хвост поднят, подпрыгивает, покусывает за руки.
2.Охотно подходит, хвост поднят, трогает лапой, лижет руки.
3.Охотно подходит, хвост поднят.
4.Охотно подходит, хвост опущен.
5.Подходит после некоторого колебания, хвост опущен.
6.Отказывается подходить.

Способность следовать за человеком
Нужно встать и спокойно уходить от щенка, предварительно убедившись, что щенок видит, как вы уходите.
Цель – определить уровень готовности щенка следовать за человеком. (Нежелание или отказ идти следом за человеком указывают на независимый характер.)
Баллы
1.Охотно бежит, хвост поднят, догоняет, пытается схватить за ноги.
2.Охотно бежит, хвост поднят, догоняет и путается под ногами.
3.Охотно бежит, хвост поднят.
4.Охотно бежит, хвост опущен.
5.Бежит нерешительно, хвост опущен.
6.Не хочет бежать следом или отходит в другую сторону.

Реакция на принуждение
Человек, проводящий тест берет щенка на руки, садится, аккуратно переворачивает щенка на спину, кладет его себе на колени и удерживает его в таком положении в течение 15 секунд.
Цель – определение склонности щенка к доминированию или подчинению. Тест показывает, как щенок реагирует на стресс, вызванный физическим (социальным) доминированием над ним.
Баллы
1.Яростно вырывается, бьет лапами, кусается.
2.Яростно вырывается, бьет лапами.
3.Сначала терпит, потом начинает вырываться, затем успокаивается, смотрит в глаза.
4.Сначала вырывается, затем успокаивается.
5.Не вырывается.
6.Не вырывается, старается не смотреть в глаза.

Социальное превосходство
Поставьте щенка на пол, присядьте рядом и начните гладить его по голове и спине, продолжайте гладить щенка до тех пор, пока он не станет вести себя одним из ниже перечисленных способов.
Цель – определить степень принятия социального превосходства. Щенок может попытаться доминировать сам или проявить независимость и отойти в сторону.
Баллы
1.Прыгает, бьет лапами, кусается, рычит.
2.Прыгает, бьет лапами или никак не реагирует.
3.Прижимается к человеку, старается лизнуть в лицо.
4.Беспокойно ёрзает, лижет руки.
5.Перекатывается на спину, лижет руки.
6.Уходит и держится в стороне.

Полное доминирование
Наклонитесь и возьмите щенка под брюхо, сцепив пальцы в замок. Поднимите щенка над землей и удерживайте в таком положении 30 секунд.
Цель – определить, как реагирует щенок, оказавшись в положении, которое он не может контролировать.
Баллы
1.Яростно вырывается, кусается, рычит.
2.Яростно вырывается.
3.Не вырывается, расслаблен.
4.Сначала вырывается, потом успокаивается и лижет руки.
5.Не вырывается, лижет руки.
6.Не вырывается, замирает.

Подноска предмета
Присядьте рядом со щенком и привлеките его внимание с помощью игрушки. Когда щенок заинтересуется игрушкой и станет смотреть на нее, бросьте предмет на метр полтора впереди щенка.
Цель – определить степень готовности щенка работать с человеком. Способность собаки приносить предмет непосредственно связана с ее успешностью на соревнованиях по послушанию и работе в полевых условиях.
Баллы
1.Бежит за предметом, берет его в зубы и убегает.
2.Бежит за предметом, остается возле него, не возвращается к человеку.
3.Бежит за предметом и возвращается с ним к человеку.
4.Бежит за предметом, но возвращается к человеку без него.
5.Начинает бежать за предметом, но теряет интерес.
6.Не бежит за предметом.

Чувствительность щенка к звуковым раздражителям
Поместите щенка в центре площадки для тестирования. Человек, проводящий тест должен поднять шум на расстоянии метра от щенка. (Можно хлопать в ладоши, греметь ключами и так далее.)
Цель – определить чувствительность щенка к звукам
Баллы
1.Слышит, определяет источник звука, направляется к нему, лает.
2.Слышит, определяет источник звука, лает.
3.Слышит, определяет источник звука, проявляет интерес и направляется к нему.
4.Слышит и определяет источник звука.
5.Съеживается от страха, пятиться назад, прячется.
6.Игнорирует звук, не проявляет любопытства.

Чувствительность к визуальным раздражителям
Поместите щенка в центр площадки для тестирования. Из большого полотенца сделайте валик, свяжите его шнурком. Сильно толкните валик, так чтобы оно покатился по земле в метре от щенка.
Цель – определить степень осмысленности реакции на незнакомый предмет.
Баллы
1.Смотрит, набрасывается и кусает.
2.Смотрит, лает, хвост поднят.
3.Смотрит с любопытством, пытается изучить.
4.Смотрит, лает, хвост поджат.
5.Убегает, прячется.
6.Игнорирует, не проявляет любопытства.

Общее количество баллов высчитывается путем усреднения баллов полученных за тесты, то есть баллы, полученные за каждый тест, суммируются и делятся на восемь (количество испытаний)

Интерпретация набранных баллов
A. 1 – 1.9 балла.
Собака чрезвычайно склонна к доминированию и может быть агрессивна и способна укусить, её легко спровоцировать. Доминантный характер щенка будет заставлять его сопротивляться власти человека – такая собака подходит для опытных и умелых владельцев.
B. 2 – 2.9 балла.
Собака отличается доминантным, упрямым характером. Может укусить. Тем не менее, легко признает главенство человека, если хозяин опытен и последовательно утверждает свой авторитет. Это далеко не идеальная собака для семьи и начинающего или недостаточно твердого владельца. Но если она попадет в руки опытного владельца знающего, что с ней делать, то может стать замечательной собакой.
C. 3– 3.9 балла.
Это дружелюбный и общительный щенок. При регулярной дрессировке и соответствующем уходе из него вырастет отличная собака. У нее гибкий темперамент, он легко приспосабливается к различным ситуациям.
D. 4 – 4.9 балла.
Такой щенок легко адаптируется и поддается контролю. По характеру он склонен к подчинению и безоговорочно признает авторитет хозяина, во всем следуя его воле. Щенок легко поддается дрессировке, дружелюбен с детьми и хотя ему явно недостает уверенности в себе, он может стать отличным любимцем семьи. Он конечно менее общителен, чем щенок, набравший три балла, но он будет очень любящим и нежным.
E. 5 – 5.9 балла.
Очень склонен к подчинению, не уверен в себе. Такой щенок очень близко сходится с хозяином и требует постоянного общения и поощрения, которое помогает ему преодолеть неуверенность и замкнутость. При неправильном воспитании щенок вырастет пугливым и недоверчивым.
F. 6– 6.9 балла.
Щенок, набравший шесть баллов совершенно не заитересован в людях. Он явно не станет собакой, жаждущей общения с человеком и любящей своего хозяина. Должным образом социализированный щенок редко показывает такие результаты тестирования. Однако породы, выведенные специально для определенных целей (например, маламуты или фоксхаунды), могут демонстрировать подобную степень независимости. Чтобы выполнять свои обязанности эти собаки должны быть сконцентрированы на цели и не обременять себя сильной привязанностью к хозяину.

21. 09. 2010

Мы хотим предложить психологический тест для определения темперамента собак. Этот тест не является точным, но по нему можно определить примерное соотношение типов ВНД. Точность теста зависит от степени внимательности наблюдения хозяина за своей собакой; от того, насколько хорошо хозяин знает своего питомца. Тест рекомендуется для изучения темперамента собак квартирного, либо дворового содержания, так как он требует внимательного наблюдения хозяином за поведением животного.

В тесте имеется 36 утверждений о собаках, распределённых по шести типам ВНД.

В задачу хозяина входит предварительное ознакомление с этими утверждениями и последующая регистрация тех из них, с которыми хозяин согласен относительно своей собаки.

Напротив каждого утверждения, с которым хозяин согласен необходимо ставить знак «плюс».

При этом следует помнить, что отмечать нужно только те утверждения о поведении, которые для собаки являются обычными.

В случае если данное поведение, описываемое в утверждении, встречается ни редко, ни часто, то напротив такого утверждения ставится знак «плюс с минусом».

После регистрации утверждений о поведении собаки необходимо провести подсчёт баллов по каждому типу ВНД.

Помните, что знак «плюс» соответствует одному баллу, а знак «плюс с минусом» — половине балла.

Затем подсчитывают общую сумму баллов по всем типам ВНД, которую принимают за 100%. Методом пропорции можно определить примерную долю каждого типа ВНД в психике собаки.

Чаще всего в психике собак имеется два — три основных типа ВНД, каждого из которых может быть примерно по 20%-25%. Именно они определяют поведение собаки в большинстве случаев.

Если значение какого-либо типа ВНД достигает или превышает 20-25%, то поведение, определяемое этим типом, следует считать ярко выраженным.

Если у Вашей собаки сангвинии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец как правило хорошо переживает одиночество, мало подвержен стрессовым ситуациям, относительно легко переносит грубоватое обращение. Собака использует любые шансы для установления мирного лидерства над Вами и другими членами семьи.

Если Вы желаете, чтобы она была послушна, хорошо выполняла разучиваемые команды, необходимо во время игр, а также через пищевое вознаграждение, установить своё лидерство, которое необходимо поддерживать на протяжении всей жизни собаки.

Если у Вашей собаки меланхолии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец как правило не переносит одиночества, нуждается в ласковом обращении, тесном контакте с хозяином и членами семьи. Собака слабодоминантна, а по тому лидером для неё является только тот, кто её кормит и ласкает.

Такие животные плохо обучаются, поэтому перед дрессировкой собаки Вам необходимо набраться терпения. При сильном переутомлении нервной системы у таких собак нередко возникают неврозы, которые в длительном бесконтрольном состоянии иногда перерастают в агрессию, проявляемую к индивидам низкого иерархического ранга (например, детям).

Если у Вашей собаки флегматии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец спокоен, предпочитает одиночество, не агрессивен. Собака слабодоминантна, но к лидеру часто не проявляет адекватного отношения (животное «само по себе»).

Обучать таких собак непросто, так как кроме индивидуальности они часто проявляют «тугодумие» и долго запоминают команды. Но после продолжительного обучения в отличие от меланхоликов хорошо выполняют работу.

Если у Вашей собаки холерии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец не находит покоя на одном месте, слабо подвержен стрессовым ситуациям, не понимает физического наказания. При возможности собака активно проявляет доминантность, которая постепенно, с каждым случаем, приобретает всё более агрессивный характер.

Чтобы удержать лидерство над собакой хозяин должен систематично подтверждать свою доминантность перед собакой. В случае с холеричными собаками это следует делать через пищевое вознаграждение (дайте собаке понять, что она может получить пищу только от Вас).

Если у Вашей собаки «жёлтой холерии» оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец является «баловнем», подвержен стрессовым ситуациям, не переносит одиночество. Лучшей мотивацией к обучению для такой собаки является игра, которая часто должна меняться другой формой игры.

Собака с таким темпераментом не очень доминантна, но в качестве лидера признает человека, который её кормит, ласкает и играет с ней. Поэтому эти собаки могут уйти далеко от дома за чужими людьми или собаками, в результате чего хозяин может потерять питомца.

Если у Вашей собаки «чёрной флегматии» оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец скорее всего является сильным доминантом, хорошо обучается и работает только при условии строгого соблюдения иерархии в отношениях с хозяином.

Лидером признаёт такого хозяина, который кормит её, не обманывает собаку в играх и на охоте, не проявляет грубого обращения с ней и предоставляет некоторую самостоятельность в действиях. Эти собаки требуют систематической работы по установлению лидерства над ней.

ТЕСТ

Если Ваша собака:

  1. В незнакомой местности предупреждает лаем о подходе другого человека;
  2. Не проявляет перемены настроения;
  3. Слабо реагирует на запреты;
  4. В компании людей располагается посреди группы;
  5. Активно изучает новую местность, обстановку и т.д.;
  6. Первая подходит для обнюхивания с другой собакой;

То она проявляет сангвинию ;

  1. Оставшись одна в квартире, скулит; или воет ночью во дворе;
  2. На запреты реагирует быстро;
  3. Во время встречи с другими собаками своего размера поджимает хвост;
  4. Боится без хозяина подходить к незнакомым людям;
  5. Относительно породы имеет высокий голос, визгливый лай;
  6. На некоторое время теряет интерес к хозяину после наказания;

То она проявляет меланхолию ;

  1. Инертна;
  2. Играет охотно, но не очень активно;
  3. После задержки в кормлении спокойно реагирует на подачу корма;
  4. Спокойно относится к громким звуковым раздражителям;
  5. В квартире или во дворе чаще спокойно лежит;
  6. Относительно редко лает;

То она проявляет флегматию ;

1. Игнорирует команды;

2. В играх не контролирует силу укусов;

3. Во взаимоотношениях с другими животными чаще проявляет агрессию;

4. Подвижна и активна;

5. Проявляет агрессию к входящим во двор или в квартиру людям;

6. Во время кормления рычит, если к ней подходят другие животные или люди;

То она проявляет холерию ;

1. Игривая;

2. При угрозе физического наказания пытается убежать;

3. В игре быстро входит в азарт;

4. Подбегает на подзывы незнакомых людей;

5. Ласкается к хозяину, другим людям и животным;

6. При возвращении с прогулок без поводка долго не подбегает к хозяину;

То она проявляет «жёлтую» холерию ;

1. Имеет «строгий», «серьезный» взгляд;

2. Во время игр не отвлекается на другие раздражители;

3. В условиях ограниченности пищи отбирает корм у других собак;

4. Легко отдаёт добычу или игрушку хозяину (при общей послушности собаки);

5. В агрессии использует только угрожающие позы, но не нападает;

6. Во время прогулок, находясь впереди хозяина, сильно натягивает поводок;

То она проявляет «чёрную» флегматию .

Пожалуйста, напротив каждого утверждения о собаке, с которым Вы согласны, поставьте +. Если данное поведение встречается ни часто, ни редко, то напротив него поставьте +. При подсчёте баллов помните, что + это 1 балл, а + это 0,5 балла.

Существуют специальные тесты по определению будущего характера поведения собаки. Для оценки щенков наиболее подходит предложенная в 1975 г. система тестов американского зоопсихолога Уильяма Кембелла для определения особенностей характера и поведения щенка, а также степени социализации щенка и отношений доминирования/подчинения.

Тест Кэмпбелла помогает определить индивидуальные черты характера щенка. Однако не забывайте, что даже при преобладании тех или иных внутренних склонностей, хозяин может модифицировать их своим обращением с собакой. По сути, он может усилить одни черты и избавиться от других.

Тест состоит из пяти испытаний: два заключаются в наблюдении, три других требуют определенных действий. Щенков можно тестировать в возрасте 7 недель; каждое испытание длится около 30 секунд - столько времени достаточно двум незнакомым собакам, чтобы установить иерархическую связь.

Для тестирования самый подходящий возраст - от 6 до 8 недель (не позднее). Эта система отрабатывалась в течение 8 лет на более чем 10 тысячах собак. Тестирование проводит незнакомый человек в незнакомом щенку месте, где ничего бы не отвлекало внимание щенка. Щенка нельзя подбадривать или ласкать. С ним нельзя разговаривать. Тестирование проводится отдельно с каждым щенком, каждый тест проводится только один раз.

Перед проведением теста убедитесь, что щенок здоров, весел и бодр. В месте проведения теста не должно быть отвлекающих предметов или людей.

Тест состоит из пяти пунктов.

Тест 1. Контактность.

Степень контактности, доверчивости и самостоятельности определяется потому, как щенок реагирует на человека.

Выполнение теста:

Поставьте щенка на пол в середину комнаты, отойдите на несколько шагов в направлении от щенка. Присядьте или встаньте на колени, наклонитесь и поманите щенка рукой к себе, похлопайте в ладоши, привлекая его внимание.

А - Щенок подбегает сразу, немедленно, прыгает на тестирующего, рычит, играет, лижет, пытается схватить руку зубами, покусывает руки, хвост поднят вверх;

В - Щенок подбегает сразу, без задержки, лает, начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх;

С - Щенок подбегает свободно, без задержки, может немного помахивать хвостом, но также хвост может быть опущен или поджат;

D - Щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, подходит медленно, неохотно, вид у него растерянный, хвост опускает или поджимает;

Е - Щенок не подбегает совсем.

Тест 2. Следование за человеком.

Этот тест проводится один на один со щенком, человек не провоцирует щенка голосом или жестом.

Выполнение теста:

Поставьте щенка на пол, а затем нормальным шагом начните удаляться от него на такое расстояние, чтобы он оставался в поле зрения. По тому, как щенок сопровождает человека, определяется независимость характера.

При этом возможны следующие типы поведения:

А - Щенок с готовностью сразу бежит за тестирующим, либо идёт рядом, он весел, старается ухватить за ноги, хвост поднят вверх;

В - Щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или путается под ногами, но за ноги не кусает, хвост задран;

С - Щенок идёт или бежит за тестирующим сразу, но не смело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен;

D - Щенок очень робко, медленно и неохотно идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен или поджат;

Е - Щенок не идет за тестирующим или уходит в противоположную сторону (полный отказ следовать).

Тест 3. Послушание.

Выполнение теста:

Тестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его в таком положении около 30с., держа в области груди.

Реакция на принуждение показывает, в какой степени щенок переносит физическое и психологическое превосходство, а также социальное доминирование человека, другими словами, этот тест показывает его подчиняемость. Чем активнее щенок сопротивляется, тем больше у него склонности к доминированию.

При этом возможны следующие типы поведения:

А - Щенок сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;

В - Щенок сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего, делает попытку освободиться;

С - Щенок вначале протестует но, увидев, что это бесполезно, успокаивается;

D - Щенок не протестует совсем, лижет руки;

Е - Щенок лежит неподвижно, очень напуган.

Тест 4. Социальное доминирование.

Тест рассчитан на определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство – в данном случае человека.

Выполнение теста:

Щенок стоит или лежит в "позе сфинкса" (щенок лежит, голова поднята, спину и голову придерживают руками). Тестирующий гладит щенка вдоль спины.

Если щенок сам склонен в превосходству – доминированию, то он будет прыгать, кусаться и рычать. Если щенок независим, то попытается отойти в сторону, а если труслив – то в панике, напрягшись, прижмётся к полу вплоть до крика и поспешного бегства.

При этом возможны следующие типы поведения:

А - Щенок сразу выказывает радость, подскакивает, царапается, пытаясь повернуться, прыгает на тестирующего, бьёт его лапами, рычит и кусается, лижет ему руки;

В - Щенок подскакивает, борется и поворачивается, чтобы поцарапать или укусить, бьёт тестирующего лапами, лижет руки;

C - Щенок пытается сопротивляться, но успокаивается, поворачивается к тестирующему и лижет руки;

D - Щенок ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;

E - Щенок далеко отбегает и больше не подходит.

Тест 5. Чувство собственного достоинства.

Выполнение теста:

Тестирующий приподнимает щенка над полом и держит так примерно 30 сек., поддерживая его обеими руками под животик и грудь. Не имея опоры, щенок почувствует себя в полной власти тестирующего.

При этом возможны следующие типы поведения:

А - Щенок яростно протестует, вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит;

В - Щенок активно протестует, но не кусается;

С - Щенок начинает протестовать, а затем успокаивается и лижет тестирующему руки;

D - Щенок совсем не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;

Е - Щенок перепуган, напряжён и замирает, либо испуганно скулит и пытается вырваться.

Результаты тестирования.

Методика определения характера щенка заключается в подсчёте всех А, В, С, D и E.

После тестирования каждый щенок должен быть отмечен четырьмя буквами. На основании этих комбинаций можно дать следующие характеристики характеру щенка.

Итак, если у щенка:

Большинство ответов А – преимущественно доминирующее агрессивное поведение собаки (это холерик).

Такого щенка нельзя рекомендовать в качестве собаки-компаньона. В будущем, при условии правильной дрессировки, собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу, но ей изначально необходим опытный дрессировщик, а не начинающий собаковод.

Большинство ответов B - собака преимущественно с сильным, уравновешенным характером (это сангвиник).

Из такого щенка вырастет хороший служебный пес, но щенок требует очень серьезной дрессировки.

Большинство ответов C - собака с преимущественно хорошими способностями к обучению и уравновешенным темпераментом (это флегматик).

Однако дрессировка такой собаки потребует от хозяина большого терпения.

Большинство ответов D - преимущественно подчиненное поведение.

Собака такого типа (это заторможенный флегматик или меланхолик) мало пригодна для служебной дрессировки, но может быть неплохим компаньоном, при условии правильного воспитания.

Большинство ответов E - собака преимущественно с подавленной психикой, малообщительная, непредсказуемая (меланхолик, оборонительный инстинкт выражен в пассивной форме).

Если рассматривать результаты тестирования более детально, то получается следующее:

При результате 2 А и более вместе с несколькими В:

Считается, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе. Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека или своих сородичей. Такую собаку не рекомендуется брать в семью где есть маленькие дети или старики. Для воспитания собаки, обладающей таким характером, необходимо терпение и последовательный подход при дрессировке. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать подобных собак следует спокойно, без физических наказаний.

При результате 2 А и 2 В:

Такой щенок агрессивен, может кусаться. Не рекомендуется детям, подросткам, пожилым людям. Не годится в качестве компаньона. Однако такая собака всегда защитит хозяина в случае опасности.

При результате 3 В и более:

Это щенок с задатками лидера, преданный, с ярко выраженным духом соперничества. Считается, что такая собака имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. Она будет иметь способность к дрессировке, выступлению на выставках. При верной выбранной стратегии воспитания такая собака станет преданным и послушным другом. С ним удобно и приятно находиться в любой обстановке – как в толпе, так и дома на диване.

При результате 3 С и более:

Это щенок с задатками идеального компаньона. Считается, что такая собака будет прекрасно адаптироваться к любым условиям. Она послушна и прекрасно подходит для семьи где есть дети и старики. Однако могут возникнуть проблемы с отработкой у собаки элементов самостоятельности. Такая собака требует поощрения.

При результате 2 D и более, особенно с 1 или несколькими Е:

Это очень покорный щенок. Прекрасно подойдет для детей и пожилых людей. Считается, что такая собака подвержена влиянию обстоятельств и склонна к подчинению, для уверенности ей необходим тесный, постоянный контакт с человеком, она нуждается в поощрениях. Тактика воспитания должна быть основана на постоянном внимании к ней, любви и чуткости. Такой щенок требует мягкого подхода, воспитание может быть длительным. Такая собака, как правило, спокойна в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ней плохо обращаются, в этом выражается её форма пассивной защиты.

При результате 2 D и более в сочетании с Е в разделе «социальное превосходство»:

Реакция типа D говорит о склонности к убеганию. У такой собаки могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки. Такой щенок не годится для контакта. Если при тестировании такой щенок получит ещё оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при наказании. Если при тестировании щенок получил ещё и несколько С или 1 D, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен. Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного контроля и дрессировки по специальной методике. Для выставочной карьеры непригоден.

При результате 2 Е и более:

Такой щенок с трудом идет на контакт. Если добавляется реакция типа В и С, то они вызваны страхом. Такая собака будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия. Может кусать из страха или в стрессовой ситуации. Подобную собаку нельзя брать в семью, где есть дети. Требует опытного подхода в дрессуре. Для выставочной карьеры непригоден.

При сочетании противоположных качеств А и Е:

С возрастом такая собака будет обладать непредсказуемым характером. Поведение собаки будет зависеть от слишком многих факторов. Некоторая стабильность поведения будет наблюдаться только в привычных для неё условиях.

Результаты тестов нельзя считать окончательными, ведь при проверке щенок может быть голоден, испуган, плохо себя чувствовать или у него просто может быть плохое настроение. Поэтому для того, чтобы результаты были достоверными, тесты повторяют два-три раза в течение нескольких дней. Для уточнения результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод:

А - Очень доминирующий тип;

В - Доминирующий тип;

С - Подчиняющийся тип;

D - Очень подчиняющийся тип;

Е - Практически не воспитуемый тип.

По материалам книги "Энциклопедия "Собаки"",
2003 год, издание на русском языке:
Издательство ЗАО "Издательский дом "Друг"

Для получения Южнорусским овчаркам сертификата "Чемпион Финляндии", собаки должны иметь диплом IPO или пройти "Финский Характер - Тест", без которых невозможно получить сетификат Чемпиона. Этот тест с 2011 года стали проводить в России, лицензированными судьями Финляндии.

Для ознакомления, приводим внизу перевод текста.

ФИНСКИЙ ХАРАКТЕР – ТЕСТ

Утвержден Кинологической Федерацией Финляндии 01.01.2007 года.

Учавствуют собаки, которыем не менее двух и не более шести лет, и с соответсвующей вакцинацией.

Ограничения

Больные собаки
- Течные суки
- Сука 30 дней до родов и менее чем за 75 дней после родов.

Если собака не набрала 75 баллов, то повторное участие не ранее чем через 6 месяцев.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Предназначение тестирования.

Назначение характер – теста состоит в оценке и фиксировании поведения собаки в ситуациях, когда её нервная система загружена. Результаты характер – теста можно использовать для определения характера и способности к дрессировке.
Результаты теста необходимы для допуска собаки к разведению для заводчиков и клубов пород.

Каждый отдельный тест оценивается в баллах, кроме тестаБЕССТРАШИЕ К ВЫСТРЕЛАМ. Оценки за тест даются от +3 до -3. Значимость каждого отдельного теста так же оценивается коэффициентами, которые будут указаны ниже. По правилам баллы, полученные собакой при тестировании умножаются на коэффициент, что дает результат каждого отдельного теста. Общий результат (БАЛЛ) ХАРАКТЕР - ТЕСТА получается при суммировании результатов отдельных тестов. Тест считается пройденным при получении собакой от 75 баллов.

2. Порядок проведения тестов.

2.1. Доступность;
2.2. Желание бороться;
2.3. Работоспособность;
А. Работоспособность под угрозой;
Б. Работоспособность без угрозы;
2.4, Способность защиты;
2.5. Твердость;
2.6. Темперамент;
2.7. Устойчивость нервной системы;
2.8. Резкость;
2.9. Бесстрашие к выстрелам.

ОПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ

ДОСТУПНОСТЬ (коэффициент 15)

Под доступностью подразумевается отношение собаки к чужим людям. Для оценки доступности не требуется отдельного теста. Оценка судьи основывается на наблюдении за поведением собаки на протяжении всего характер – теста.

ЖЕЛАНИЕ БОРОТЬСЯ (коэффициент 10)

Желание бороться - это врожденное свойство собаки, основанное на наслаждении борьбой без какой либо агрессии. Поведение собаки при проведении этого теста можно так же назвать желанием к игре, существенная часть которой это борьба. Желание бороться для собак это моторность – движущая сила в поведении.

Для исполнения теста можно использовать палку, тряпку, тренировочный апорт или другие предметы проводника. Этот тест должен быть первично (в основном) игрой между судьей и собакой, вторично - между проводником и собакой.
Сдержанность собаки может влиять на прохождение теста таким образом, что невозможно выявить желание бороться.

Тест начинается с маленьких раздражений, цель которых, чтобы собака ухватила предмет, зафиксировала и сохранила захват. После этого начинается борьба. Во время борьбы (игры) между судьей и собакой можно оценивать силу и насколько велико желание бороться. После того как захват предмета произошёл, судья оценивает желание собаки продолжить борьбу или бросить (отпустить) предмет.

РАБОТОСПОСОБНОСЬ (коэффициент15)

А. Работоспособность под угрозой

Проводник с собакой выходит на исходную позицию, указанную судьей. Тест проводится с помощью фигуры (чучела) и телеги, которые приближаются к исходной позиции с расстояния не менее чем 25 метров, рывками шаг за шагом. Чучело с одной стороны похоже на человека, но с другой стороны полностью не узнаваемо, не имеет запаха и характерных движений человека, в связи с чем у собаки возникает противоречие. При подготовке теста проверяется видимость фигуры на уровне глаз собаки. В начале теста фигура должна быть спрятана от собаки. Фигура притягивается к исходной позиции с помощью шнура (не менее 25 метров длинны). С помощью шнура можно делать боковые движения, изменить скорость движения, т.е. изменить силу угрозы. До начала теста проводник должен быть инструктирован судьей. Проводник должен быть пассивным, держать собаку за поводок и смотреть на приближающееся чучело, а не собаку.

Когда собака на исходной позиции с проводником, то начинается движение фигуры. Первое движение телеги должно вызывать звук, на который собака обращает внимание. Лучший результат достигается изменением движения: полная недвижимость, короткие рывки, колебания и в конце атака вплоть до ног проводника. После атаки фигура остается на месте и исследуется поведение собаки. Ожидается, когда собака подойдет к фигуре самостоятельно, если этого не происходит, судья подробно инструктирует проводника о помощи собаки. Помощь собаки выполняется в следующем порядке: Проводник поворачивается к фигуре; Проводник наклоняется к фигуре; Проводник начинает разговаривать с фигурой;
Проводник кладет руку на шею фигуры; Проводник, при необходимости снимает одежду с фигуры; Проводник опрокидывает фигуру.

Б. Работоспособность без угрозы

Тест на работоспособность без угрозы проводится в так называемой темной комнате. Темную комнату надо планировать и готовить таким образом, чтобы она не вызывала угрозу для здоровья собаки. Темная комната не совсем темная, а сумеречная, где освещение должно быть регулируемое. В помещении должно находиться ограждение, которое собака может обойти и пол с разным напольным покрытием (пленка, гофракартон и т.д.). Запустить собаку в помещение может только судья. Во время теста в помещении может находиться только судья проводник и собака. Судья инструктирует проводника внутри комнаты. Путь, который должна пройти собака внутри комнаты, должен составлять не менее 10 метров.

СПОСОБНОСТЬ ЗАЩИТЫ (коэффициент 1)

Этот тест подразумевает проверку наличия врожденной способности собаки защищать себя, своё стадо, проводника или свою территорию.

Тест проводится в виде атаки судьи на проводника и собаку. Судья, производящий атаку находится в укрытии. Второй судья инструктирует проводника, который начинает движение в сторону судьи, находящегося в укрытии. Судья атакует из укрытия, а проводник останавливается с собакой. Первично (в основном) атака осуществляется против проводника, а вторично - против собаки. При этом судья может использовать палку, хлыст, розги, однако, если собака проявляет агрессивность, судья атакует только при помощи «голых» рук. Сила атаки регулируется исходя из активности собаки.

После атаки судья меняет своё поведение на дружелюбное, т.е. четко различает атаку от дружелюбия.

Если возможно, судья берет собаку под свое управление, а проводник возвращается в исходную позицию. Судья знакомится с собакой, проводник подзывает собаку, судья отпускает собаку, Судья наблюдает за восстановлением собаки.

ТВЕРДОСТЬ (коэффициент 8)

Под твердостью собаки подразумевается способность собаки вспомнить или не вспомнить неприятые и приятные события. Испытания проводятся в двух почти одинаковых стадиях, между которыми образуется короткая пауза. В первой стадии у собаки вызывают неприятность (испуг). Во второй стадии, после короткой паузы, собаку приводят в то же место, но не вызывая никакой неприятности. Если собака реагирует сильно на неприятность, то пауза между стадиями удлиняется. Наблюдая поведение собаки, судья определяет, как хорошо собака вспомнит место и неприятности.

ТЕМПЕРАМЕНТ (коэффициент 15)

Под темпераментом подразумевается оживленность, скорость наблюдения, а так же способность приспосабливаться к новым окрестностям и ситуациям. Большая часть из хорошо приспосабливаемых собак - собаки очень оживленные. Активная собака очень быстро привыкает к внешним раздражителям и понимает их назначение. Тест проводится, вызывая звуковое раздражение сзади от собаки. Проводник идет с собакой по обозначенному маршруту прямо вперед с обозначенным источником звука. Неожиданно сзади по пандусу запускается металлическая бочка, которая издаёт шум и вдогонку приближается к собаке. Проводник не должен никак влиять на собаку во время ходьбы.

УСТОЙЧИВОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (коэффициент 35)

Под устойчивостью нервной системы подразумевается врожденная реакция собаки на сильно изменяющиеся раздражающие ситуации, а так же способность собаки управлять собой при данных ситуациях без излишних истерик.

Твердость нервной системы собаки оценивается и классифицируется, основываясь на видимых реакциях собаки во время проведения отдельных тестов.

РЕЗКОСТЬ (коэффициент 8)

Резкость - это свойство собаки, находящейся под угрозой, реагировать агрессивно.

Проводник привязывает собаку у стены на трос длинной 70 сантиметров. Проводник, не давая собаке никаких команд, удаляется из поля зрения собаки. Собака должна чувствовать себя одинокой и брошенной. Судья, заранее находящийся в укрытии, совершает атаку против собаки. Атака начинается не сразу после ухода проводника, а после перерыва, время которого определяется в зависимости от поведения собаки. Атакующий судья приближается к собаке. Во время атаки судья делает непонятные угрожающие движения, избегая прямолинейных движений к собаке. Руки судьи не поднимаются выше линии плеча. Окончательная атака совершается индивидуально, в зависимости от резкости поведения собаки. По окончании атаки судья изменяет своё поведение по отношению к собаке, показывая свою дружелюбность и примирение. Собаке четко показывается разница между атакой и дружелюбностью. Судья наблюдает за восстановлением состояния собаки. Проводника приглашают к собаке и судья наблюдает за поведением собаки.

БЕССТРАШИЕ К ВЫСТРЕЛАМ

При тестировании выстрелы совершаются на расстоянии от 20 до 50 метров от собаки, в зависимости от местности, шумовыми патронами калибром 9 мм. Тест на бесстрашие к выстрелам проводится всегда последним. Стреляющий, находится впереди собаки вне зоны её видимости. Первый выстрел совершается по знаку судьи во время движения собаки с проводником. Второй выстрел совершается по знаку судьи в то время, когда собака с проводником стоят на месте. Для выяснения реакции собаки можно совершить не более 5-ти выстрелов.

Для полного определения характера собаки у судьи имеется право выполнить другие тесты, не входящие в описанные выше.

http://video.mail.ru/mail/crimea_ak-kaya/12/137.html