Всегда ли тема и главная мысль совпадают. Основная мысль текста

13. Прочитайте.

Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай. Победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.

(К. Ушинский)

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему текста: о ком и о чём в нём рассказывается?
  • Почему петушок-победитель попал в когти ястреба? Когда так говорят: заорал во всё горло, откуда ни возьмись ?
  • Придумайте к тексту заголовок.
  • Запишите ответ на вопрос: что сделал ястреб?

14. Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.

В наших лесах живут лоси. Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. У реки расцвели незабудки. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

  • Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его.

15. Прочитайте.

      С кем поведёшься,
      от того и наберёшься

      Простой цветочек дикий
      Попал в один букет с гвоздикой.
      И что же? От неё душистым стал и сам.
      Хорошее знакомство - в прибыль нам.
      (К. Ушинский)

  • В каком или в каких предложениях говорится о самом главном, о чём хотел нам сказать автор?
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. В каких ещё случаях так говорят?
  • Спишите предложения, в которых выражена главная мысль.

16. Прочитайте заголовок и текст.

Находчивый муравей

Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.

Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как по лодочке. Так до своего муравейника и доплыл.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста.
  • Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя.

17. Прочитайте. Почему так говорят?

Сентябрь без плодов не бывает.

  • Докажите, что это не текст, а предложение.
  • Спишите. Проверьте себя.
  • Устно составьте небольшой текст, заголовком которого будет данная пословица.

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

Текст: основные характеристики и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов. Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

Как правильно работать с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

Как определить основную мысль текста?

Для того чтобы усовершенствовать

ум, надо больше размышлять, чем

заучивать.

Р.Декарт.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Выявления темы текста

2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту

4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.

клише:

Этот текст о …

Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в данном тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис) , так как именно основная мысль определяет основное содержание текста:

Основная мысль текста - это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

Как определить основную мысль текста?

1. Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то ”новое“, что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например метафоры.

Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.

3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его ”новое“.

4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.

Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью , он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

5. При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются таким образом, чтобы подлежащее и дополнения по смыслу перекликались с темой тезиса, сказуемое, обстоятельства или определения - ”новым“ тезиса.

Как определить тему и основную мысль текста?

Эльвира сагидуллина

Елена ладынина

ТЕМА (греч. thema – то, что положено в основу) , т. е. тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема – смысловое ядро текста, она «должна управлять» созданием текста. В тексте может быть не одна тема, а несколько, тогда мы говорим о его тематике. Тема часто бывает сформулирована в заглавии текста.
ПРОБЛЕМА- вопрос, волнующий автора текста. Этот вопрос возникает и в нашем сознании по мере знакомства с текстом. Он требует решения или освещения и непосредственно рассматривается автором в тексте. Иначе говоря, проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание. Совокупность вопросов, часто взаимосвязанных, называется проблематикой.
Основная мысль = ИДЕЯ (греч. idea – понятие представление) – главная мысль, лежащая в основе текста. Это отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает, вывод. Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить её, ответить на поставленный, (-ые) вопрос (-ы), т. е. дать идейную оценку. Идея текста – это выражение авторского отношения к изображаемому. Главная мысль не всегда может быть выражена однозначно, даже если формулируется автором прямо и непосредственно. В художественном тексте чаще всего идея вообще словесно не выражена, а в сознании воспринимающего формируется путем обобщения разных смыслов текста. Идея здесь – это эмоционально-обобщающая образная мысль. Она воплощена в тексте всеми словесными средствами выражения содержания. А потому её только очень приблизительно можно сформулировать в виде отвлечённого суждения. В таком случае возможны различные интерпретации текста.

Animekit

Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор








ну вот и всё:)

Егор карась

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Саша лопатин

Тема текста определяется по названию

Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
ну вот и всё:)

Диана амирова дамировна

Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Ольга салдаева

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось
Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор
Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
Легко и просто, возьми и подумай.

Наталия тузина

Фа́була - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема - это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея– это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Орфография - совокупность правил, которые определяют единообразную передачу на письме звучащей речи.

Описание это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Повествование это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

План самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.

Пунктуация - собрание правил, регулирующих постановку знаков препинания.

Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них. Может быть простым или сложным.

Период – сильно распространённое предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение.

и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Реплика – высказывание говорящего в диалоге.

Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

Разговорная лексика - слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринужденности и поэтому не всегда уместные в речи книжной.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рецензия – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Сообщение - процесс и результат порождения речи, т.е. текст

Сложное синтаксическое целое – группа тесно взаимосвязанных самостоятельных предложений, образующих особую синтаксическую единицу более высокого порядка, чем отдельное предложение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении, предложений в сложное предложение, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, функции.

Слово - важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающих на них. Основное назначение слова - называть предметы окружающего нас мира.

Словосочетание – два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически. Оно состоит из главного и зависимого слова.

Служебные слова – слова, служащие для связи знаменательных слов между собой, простых предложений в составе сложного.

Слог - один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Стили речи – совокупность языковых средств выражения, реализующаяся в речи для обслуживания определенного содержания. Выделяют пять стилей: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный, научный.

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.Основные признаки – стилевое единство, цельность, связность.

Тема – это то, о чем идет речь; основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое.

Термин – слово или словосочетание, которое выражает и формирует профессиональное понятие и служит для однозначного взаимопонимания между специалистами определенной области науки: право, закон, судья, постановление (юридические термины).

Тема:

Цели: формировать понятия «тема текста», «основная мысль текста», умение определять тему и основную мысль текста; развивать умение решать орфографические задачи, устную и письменную речь учащихся; коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к предмету; дисциплинированность, привычку делового сотрудничества; аккуратность письма в тетради.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, раздаточный материал (карточки с предложениями)

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса.

Здравствуйте. Садитесь. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Им интересно увидеть, как мы умеем работать на уроке, как умеем себя вести и что мы знаем по русскому языку.

II. Психологический настрой.

На доске табличка:

Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. (Варианты ответов детей : интересным, познавательным, необычным).

Кто обычно ведёт урок? (Учитель).

А кто ему помогает? (Ученики).

На доске появляется вторая табличка «УЧЕНИКИ» и буквы В Д А.

- Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? (Внимательными, думающими, дисциплинированными, доброжелательными, активными).

Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III. Минутка чистописания.

Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания ).

Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей ).

Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.

Показ учителем с объяснением написания:

Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о . Напишите до конца строки.

IV. Словарная работа.

А теперь для повторения словарных слов, напишите цифровой диктант.

На доске появляется таблица с кодом.

Альбом, вокруг, город, арбуз, весело, горох, барсук.

Найдите сумму. Если у вас получилось 11, значит вы выполнили работу правильно, если получилось другое число - надо повторить словарные слова.

А зачем нужно знать словарные слова? (Высказывания детей ).

Для знакомства с новым словом, предлагаю сыграть в игру «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее, объясните свой выбор:

Какое слово новое? (мороз ).

Запишите новое слово. Поставьте ударение. Выделите букву, которую надо запомнить.

Учитель делает запись на доске:

Словарь: м о роз.

V. Постановка темы урока.

Послушайте внимательно.

Учитель читает текст.

Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед.

Что я прочитала? (Текст ).

Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу ).

А кто может определить тему урока? (Текст ).

Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.

Чему должны учиться? (Определять тему и основную мысль текста).

VI. Работа над новой темой.

Внимание на экран. Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА?

Как она устроена?

(Колечки насаживаются на стержень ).

Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая.

Вот и в тексте есть такой стержень. Это основная мысль.

На экране запись:

Прочитайте. Это текст? Почему?

Запишите предложение.

Как превратить эту мысль в текст? (Высказывания детей ).

Откройте учебник. Упр. 241. Прочитайте предложения и выберите те, которые продолжают записанную мысль. (Учащиеся читают выбранные предложения ).

Почему вы выбрали это предложение? ПРЕДСТАВИТЬ НА ЭКРАНЕ В ВИДЕ ПИРАМИДКИ.

То о чём говорится в тексте, это его тема. Определите тему вашего текста. (Подготовка к зиме ).

Запиши выбранное предложение в тетрадь.

Прочитайте важную информацию на стр. 111.

Влад, прочитай вслух эту информацию.

То, о чём говорится в тексте, - это его тема . То, что об этом хочет сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль - это стержень текста.

Что же такое тема текста?

Что такое основная мысль?

VII. Физминутка.

А теперь немного отдохнём. Знакомая нам тётушка Сова приготовила музыкальную паузу. Повторяйте за героями.

Фрагмент из серии «Уроки тётушки Совы».

Садитесь.

VIII. Работа в группах.

Предлагаю работу в группах. У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.

Попробуйте из этих предложений составить текст.

Приклейте на лист предложения в нужном порядке.

Проверка по образцу.

Прочитай текст, который получился.

Какая группа справилась с заданием без ошибок?

Если допущена ошибка, уточнить, где нарушена основная мысль.

Определите тему текста. (Зима ).

А какая главная мысль? (Помощь птицам ).

Молодцы!

IX. Физминутка для глаз.

Музыкальная физминутка «Снежинки».

IX. Творческая работа.

Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.

Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.

Молодцы. Вы сочинили очень интересные тексты.

X. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Зачем уметь определять тему текста?

XI. Рефлексия.

Спасибо вам за работу. Урок окончен. До свидания.

ученик

В Д А

урок

И П Н

А - 1

О - 2

1 2 2 1 2 2 1

Москва

ворона

Россия

воробей

мальчик

девочка

заяц

собака

мороз

Тема и основная мысль текста.

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Птицы ищут пищу.

Зимой птицам нужна забота.

Наступила морозная зима.

Наступила морозная зима.

Птицы ищут пищу.

Я сыплю в кормушку разные семена.

Зимой птицам нужна забота.

Тема и основная мысль текста.



Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов.

Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.