Иоанн креститель леонардо да винчи описание. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре

К:Картины 1514 года

Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря », «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

    Jesús en La Última Cena, de Leonardo da Vinci.jpg

    Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (фрагмент)

    Léonard de Vinci - Vierge aux rochers 3.jpg

    Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент)

    Leonardo - St. Anne cartoon-alternative.jpg

    Леонардо да Винчи. Св. Анна с Марией и Младенцем Христом

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.
Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи , очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Напишите отзыв о статье "Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи)"

Литература

  1. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века. - М., 1977
  2. Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М., 2006
  3. Санти Б. Леонардо да Винчи. - М., 1995

Ссылки

Отрывок, характеризующий Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи)

Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!

8. Ангел во плоти

Вернемся теперь к портрету Иоанна Крестителя кисти Леонардо да Винчи. Юноша, изображенный на картине, вполне мог бы быть изображением античного Гермеса, если бы не канонические атрибуты Иоанна Крестителя – одежда из шкур и крест из тростника. Однако теперь нас уже не может удивить совмещение столь разных, казалось бы, образов – Гермеса и Иоанна. В свете проведенного анализа мы выдвигаем гипотезу, что картина на самом деле представляет могущественного ангела, почти равного Богу: Иоанна – Гермеса – Еноха – Метатрона, демиурга, создателя материального мира. Представление пророка и аскета Иоанна в виде цветущего юноши уже не кажется странным и невероятным, если учесть, что в синкретических доктринах, созданных мистиками Ренессанса, мудрый старец Гермес Трисмегист являлся ипостасью юного бога Гермеса, а аскет Енох после 365 лет земной жизни и вознесения на небеса стал юношей Метатроном.

Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти»:

Поза юноши на наброске практически такая же, как поза Иоанна Крестителя на картине Леонардо, портретное сходство несомненно. Набросок ориентировочно датируется 1513 годом; считается, что Леонардо нарисовал его тогда, когда работал над «Иоанном Крестителем» и что моделью как для этого рисунка, так и для Иоанна послужил один и тот же юноша по прозвищу Салаино, ученик Леонардо. Однако, есть существенная разница – вместо атрибутов Иоанна на рисунке присутствует бесспорный атрибут Гермеса – напряженный фаллос.

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане.

Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска. Мы считаем, что юноша на рисунке представляет Гермеса .

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья:

Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на наброске Ангела во плоти , и точно так же устремлен в небеса перст указующий .

9. Перст указующий

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо:

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа»:

Рафаэль. «Афинская школа». Фрагмент

Образ Платона на фреске наделен несомненным сходством с Леонардо да Винчи – вот для сравнения его автопортрет:

Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста: Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.

В исторической науке существует очень условная дата окончания Средних веков - 1456 год. На смену им приходит период Возрождения, начавшийся прежде всего в Италии, когда появился большой интерес к античности с ее достижениями в самых различных областях культуры и общественной деятельности.

Высокое Возрождение

В Италии, раздираемой внутренними противоречиями и вдруг происходит выброс духовности - эпоха Возрождения Леонардо да Винчи. В одно и тоже время по улицам ходит мрачный Микеланджело и веселый, окруженный компанией друзей, Рафаэль. Во Флоренции одновременно получают заказ на роспись собора Микеланджело и Леонардо да Винчи, а наблюдать за ходом работ поручают молодому подающему надежды чиновнику Ну, разве это не выброс духовности? Идеалы красоты античности с ее точно выверенными математическими пропорциями статуй и зданий становятся образцом для деятелей искусства. Но они подходят к этому творчески, с большой фантазией, заимствуя только то, что считают возможным и уместным, творчески перерабатывая греко-римское наследие.

Творческое наследие Леонардо

Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Он позиционировал себя в основном не как живописец, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например, или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. К инженерным достижениям Леонардо да Винчи относят многочисленные чертежи, по которым можно построить аэроплан.

Человек должен летать, считал этот гений. К числу его инженерных изобретений относят парашют, телескоп с двумя линзами, легкие переносные мостки для армии и многое другое. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. Живя в последние годы во Франции, Леонардо да Винчи организовывал придворные праздники, создавал план нового королевского дворца, одновременно менял русло двух рек и планировал канал между ними.

Искусство

По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Произведения, дошедшие до наших времен, относительно немногочисленны.

Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно, изображает не его. Да Винчи и работал медленно, и уделял живописи мало времени. Но его разработки в области художественной области так велики и значимы, что находятся на недосягаемой высоте вплоть до наших дней. Его размытые линии, воздушное пространство, окружающие все фигуры и предметы на изображениях, - это то, как мы видим изображаемые предметы в жизни.

Записные книжки

Он носил их постоянно и пришедшую мысль записывал тайным письмом, изобретенным, конечно, им самим. Еще никто до конца не расшифровал записи Леонардо да Винчи. За всю его жизнь собралось около ста двадцати таких книжек, в которых записаны и басни, и анекдоты. В них есть чертежи, эскизы. Главным считал Леонардо не книжные знания, а познание закономерностей и вещей. Очень велико оказалось его стремление двигать науку вперед.

Рукописи

До наших дней дошли рукописи Леонардо, которые он писал не правой, а левой рукой. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Он писал не на научной латыни, а на разговорном итальянском языке своего времени - сжато, кратко, точно. Язык его богат, ярок и выразителен.

Поэтому, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Для наших современников по-прежнему актуален написанный им «Трактат о живописи». До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы.

Картина на доске

Картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи написана ореховым маслом по дереву в 1508-1513 годах. Ее размер 69 х 57 см. Надо сказать, что в те времена к материалам для живописи было совсем иное отношение. Масло стояло и выбеливалось на солнце лет пятьдесят. По шестьдесят, а то и более, лет сушились доски. А краски художник составлял сам, применяя кристаллы, истолченные в порошок.

Итак, Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».

Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Свет на него падает слева. Указательным пальцем правой руки он указывает на крест, его типичный атрибут, и на небо, как бы приглашая зрителя поразмышлять над пришествием Христа и подготовиться к его приходу. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Одежда отшельника - меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи имеет длинные кудрявые волосы, которые ниспадают на плечи. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Переходы от света к теням тонки и изысканы. Это и есть знаменитое сфумато, которое мягкими и нежными переходами между светлыми и темными тонами подчеркивает пластику и округлость совершенных форм, а также отражает духовное состояние святого. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти.

Первые упоминания о картине "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. После смерти Леонардо эта работа стала собственностью его ученика Салаи, который сделал для себя ее копию, и та неплохо сохранилась. А после и его смерти родственники продали оригинал во Францию. Так эта работа оказалась в Лувре. Но позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни короля она уже оказывается в Германии, но не позднее ее выкупают агенты Людовика XIV, и она вновь появляется во Франции. И теперь находится в экспозиции Лувра.

- (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ … Википедия

- (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 … Википедия

- (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467… … Художественная энциклопедия

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). Около 1478. Эрмитаж. Ленинград. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал… … Художественная энциклопедия

- (Leonardo da Vinci) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452 1519) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) Биография Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи… … Сводная энциклопедия афоризмов

Иоанн Предтеча, согласно евангельской мифологии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии (Христа); жил в пустыне (подражал ветхозаветному пророку Илье), обличал пороки общества и призывал к покаянию;… …

Запрос «Леонардо» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Леонардо да Винчи (значения). Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci … Википедия

- (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых… … Большая советская энциклопедия

- (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам… … Энциклопедический словарь

- (Leonardo da Vinci) (1452 1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Самые знаменитые шедевры мировой живописи , Голованова А. Е.. Блистательные творения мастеров прошлого почему-то трогают нас, хотя, например, от Джотто ди Бондоне и его цикла фресок в капелле Скровеньи в Падуе современного человека отделяют сотни лет.…
  • Веданта. Сборник рассказов , Елена Малахова. Сборник включает в себя три истории: о нелёгкой судьбе трудолюбивой сотрудницы редакции, о взлёте и падении профессора университета и о временах Великой Отечественной войны. Души людей…

Иоанн Креститель Леонардо да Винчи – картина великого мастера, относящаяся к позднему периоду его творчества.Написана в 1508 - 1513г на деревянной основе

Несмотря на то, что её название указывает на религиозное содержание, портрет Иоанна Крестителя предстаёт в весьма странном виде.

Описание картины

Иоанн Креститель по версии позднего Леонардо – это изнеженный юноша с длинными вьющимися волосами и красивым, женственным лицом. Улыбка тоже необычна, для изображения Святого.

Он предстаёт почти в обнажённом виде, тело частично прикрыто шкурой. О том, что это именно Иоанн Креститель, говорит лишь традиционный жест – правая рука, направленная вверх.

С таким жестом в то время было принято изображать этого святого. Впрочем, в других произведениях Леонардо такой же жест принадлежит и другим персонажам – Христу, Мадонне.

Для полотен Возрождения и, в частности, для самого Леонардо были характерны пейзажи, служащие фоном. Здесь же этого нет – фон абсолютно чёрный. Это позволяет зрителю сконцентрироваться на самой фигуре Иоанна, которая реализована с применением традиционной для мастера техники сфумато – очертания плавно тают в условном воздухе.

Изнеженность Иоанна на картине не является случайностью. Моделью, вероятнее всего, послужил Салаи – самый известный и самый любимый ученик Леонардо.

Леонардо – маньерист

То, что картина написана не в характерном для Леонардо стиле, говорит о вырождении в нём классических принципов. Здесь художник, по существу, выступает как один из основоположников маньеризма – стиля, знаменующего собой переход от искусства средневековья к искусству Нового времени.

В этом портрете заметны многие типичные элементы маньеризма:

  • Несоответствие «духовного» и «телесного»;
  • Вольное использование классического культурного наследия.

Отсутствие фона и вовсе предвосхищает барочное искусство XVI – XVII веков. Однако пропорции тела, техника исполнения и цветовое решение картины остаются классическими.