Что такое бояре в древней руси. Особенности в поведении русского боярства XVI-XVII веков

При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…

Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?

Значение слова «боярин»

Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.

Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.

В любом случае ясно одно - вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

Бояре на Руси

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?

По определению, бояре - это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.

Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Земские бояре

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие - дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, - не совсем. И в этом стоит разобраться.

В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.

Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.

С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.

Боярские чины

  • Боярин и слуга - чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.
  • Боярин и оружейничий - появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.
  • Боярин и конюший - в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.
  • Боярин и дворецкий - владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Вытеснение боярства

К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.

Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.

Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.

Чем отличается боярин от дворянина

  • Изначально бояре принадлежали к высшим слоям знати, владеющей собственными землями и обладающей на своей территории большой властью. Дворяне же были выходцами из младшей дружины и служили лишь за право пользоваться землей и закрепленными за ней крестьянами (до XV века).
  • Боярская служба была добровольной. При желании боярин мог перейти от одного князя к другому. Дворяне же, призванные на службу к князю, могли покинуть ее лишь с его разрешения.
  • Вплоть до начала «петровского периода» бояре оказывали гораздо большее влияние на государственное управление, нежели дворяне, сословие которых стало заметным лишь к XV веку.
  • Вплоть до начала XVII века в феодальной иерархии боярам отводилось главенствующее положение.

Последние бояре на Руси

Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.

История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина - князя И. Ю. Трубецкого.

Кто такие бояре? Это высшее сословие, которое существовало на Руси с 10 по 17 век. К привилегированному классу относились также великие и удельные князья.

Возникновение боярства

В иерархической лестнице бояре занимали ведущую роль сразу после великого князя, участвовали наряду с ним в управлении государством.

Данное сословие выделилось в 9 веке, когда началось становление Древнерусского государства. Среди них в течение 10-11 веков отдельно существовали княжеские и земские бояре. Первых еще называли княжими мужами, а вторых - градскими старцами. Именно последние являлись потомками родоплеменной знати. Когда в 11 веке княжих мужей наделили землей, они слились с земскими боярами, став единым сословием.

Князья и бояре в делах государственных в 12-15 веках

Так как бояре являлись вассалами князя, в их обязанности входила служба в его войске. Но было у них и много привилегий: имели право на отъезд к другому князю; и господство на территории своих вотчин; своих вассалов.

Раздробленность Руси, происходившая в 12-15 веках, повлекла за собой ослабление княжеской власти. При этом произошло усиление экономической мощи боярского сословия, рост его политического влияния.

Например, на территории Галицко-Волынского княжества и на Новгородских землях в 13 веке бояре взяли в свои руки решение государственных дел, которое осуществлялось на так называемых советах. Из-за сильного влияния данного сословия Черниговское, Полоцко-Минское, Муромо-Рязанское княжества не имели могущественной княжеской власти.

Соперничество князей с боярами-вотчинниками

Чтобы ослабить влияние бояр-вотчинников, князья прибегали к помощи служилых бояр и дворян.

Когда начиная со второй половины великокняжеская власть стала вновь усиливаться, появились так называемые путные бояре. В их полномочия входило управление отраслями дворцового хозяйства.

Кто такие бояре путные? Это конюший, сокольничий, чашничий и т.д. Также к ним относились воеводы, в управлении которых находились отдельные территории, отошедшие им в кормление.

Образование повлекло за собой ограничение прав бояр, которое заключалось в сужении рамок иммунитета, стеснении и отмене к концу 15 столетия права отъезда к другому князю. Социальный статус сословия изменился.

Распределение власти в 15-17 веках

Кто такие бояре начиная с 15 века? Теперь это высший чин среди служилых людей по отечеству. Наличие такого звания означало то, что человек мог участвовать в деятельности это давало право считаться высшим думным чином. Бояре, как правило, теперь находились на главных административных, судебных и военных должностях, стояли во главе приказов.

Бояре-вотчинники, продолжавшие сопротивляться режиму образовавшегося централизованного государства, лишились многих социально-экономических и политических привилегий. Всяческие протесты и выступления незамедлительно подавлялись. Боярская аристократия сильно пострадала от опричнины Ивана IV.

С приходом на престол Романовых распределение влияния среди сословий сильно изменилось. Теперь экономически окрепли служилые бояре и дворяне 17 века, тогда как многие знатные династии пресеклись. Именно по этим причинам постепенно стало наблюдаться исчезновение сословных различий между боярством и дворянством. А когда поместное и вотчинное землевладение, согласно приказу 1714 года, объединилось, их и вовсе негласно объединили в понятие «помещики». Позднее этот термин модифицировался в слово «баре», или «барин».

В 1682 году местничество отменили, и теперь бояре все меньше участвовали в государственных делах. А в начале 18 века Петр I и вовсе отменил звание боярина.

Жизнь бояр и дворян

Дворяне и бояре 17 века в России, как уже упоминалось ранее, стали объединяться в одно сословие.

Если говорить о быте, то по оставшимся артефактам тех времен можно сделать вывод, что в дворянских и боярских усадьбах было много оружия и серебряных вещей, дорогостоящих украшений и предметов интерьера. К 17 веку многие усадьбы превратились в феодальные замки, в которых могло жить от 60 до 80 человек.

Появление первых поистине шикарных по тем временам поместий относится к 10-11 векам. Постепенно часть из них в процессе различных реформ разорялась. Хозяева запускали свои усадьбы. Но представители предприимчивых родов, сумевших сохранить богатство и территории, к 16-17 векам обнесли свои поместья высокими стенами, превратив их в настоящие замки.

Быт бояр и дворян в 17 веке

Постепенное проникновение европейской модели жизни в материально обеспеченные сословия привело к повышенной заботе о комфорте жизни. А как иначе понять, кто такие бояре и дворяне? Высшие материально обеспеченные сословия показывали это, как только могли: стали на столах появляться разнообразные столовые приборы и салфетки, индивидуальная посуда и скатерти. Теперь каждый член семьи имел отдельную комнату. Особенно богатые династии использовали посуду из фаянса, олова и меди.

Представители известных фамилий того времени (Голицыны, Нарышкины, Одоевские, Морозовы и др.) украшали свои большие каменные дома по последнему слову европейской моды: на стенах дорогие обои, ковры и кожа; зеркала и картины; большое количество источников света, в частности люстры и декоративные свечи.

Как хозяева, так и слуги одеваться стали на европейский манер: легкие дорогие ткани, свободный покрой, украшения из золотого и серебряного шитья и драгоценных камней. Несмотря на то что европейские платья были скорее исключением, нежели постоянным явлением в России 17 века, привилегированные сословия во многом стали следовать веяниям западной моды.

Еще одним новым элементом жизни обеспеченных бояр и дворян стали хобби. Игра в шахматы, посещение концертов и другие развлечения стали неотъемлемой частью жизни богачей. Они передвигались на легких экипажах с рессорами и слугами на запятках, носили парики, а мужчины стали брить лицо.

Посадская верхушка жила скромнее. Представители ее одевались в суконное платье, мебель и посуда не были такими дорогими. Но и в их жизни налицо было стремление к комфорту. В комнатах можно было увидеть картины, часы, зеркала. Прием гостей осуществлялся в специальных парадных залах.

Дворяне старались копировать царские покои, конечно, не с царским лоском, но все же. В их хоромах появились окна со слюдой, мебель, изготовленная из резного дерева, ковры на полах.

Кто такие бояре в Валахии и Молдавии?

На территории Валахии и Молдавии этот феодальный класс сложился в 14 веке. Внутри него наблюдалась определенная классификация. Родовые бояре были владельцами баштин (вотчин), а поместные - жалованных поместий. С течением времени различия между ними стали стираться. В составе бояр независимой Румынии 19 века появились выходцы из крупных купцов и чиновников. На этих территориях ликвидация бояр как класса произошла только 22 марта 1945 года в процессе реализации закона об аграрной реформе.

Термины "бояре" и "дворяне" в учебнике истории

Кто такие бояре и дворяне? Определение по истории дает четкий и краткий ответ на этот вопрос.

Дворяне — представители привилегированного сословия, возникшего в феодальном обществе.

Бояре — представители высшего слоя существовавшего с 10 по 17 веках на территории Киевской Руси, Московского княжества, Болгарии, Молдавского княжества, Валахии, с XIV века в Румынии.

Боярское обхождение XVI-XVII столетий частично заимствовано из дворцового этикета Византии, но во многом сохранило народные обычаи. Россия этого периода была феодальным государством. Крепостное крестьянство жестоко угнеталось, зато крупные феодалы (и в частности бояре) неслыханно обогащались. В политическом и экономическом отношении боярство России никогда не было монолитным — этому мешала постоянная родовая вражда, столкновение личных интересов.

Любой ценой бояре старались добиться наибольшего влияния на царя и его родню, шла борьба за захват самых выгодных должностей, неоднократно предпринимались попытки дворцовых переворотов. В этой борьбе все средства были хороши, лишь бы они приводили к поставленной цели, — клевета, доносы, подложные письма, наушничество, поджоги, убийства. Все это оказало огромное влияние на жизнь боярства. Яркой внешней стороной боярского быта оказались особенности в правилах этикета — обхождении.

Основное в облике боярина — его крайняя внешняя сдержанность. Боярин старался меньше говорить, а если и позволял себе пространные речи, то произносил их так, чтобы не выдать настоящей мысли и не раскрыть своих интересов. Этому обучали боярских детей, и так же вели себя слуги боярина. Если слугу посылали по делу, то ему наказывали не смотреть по сторонам, не разговаривать с посторонними (хотя ему не возбранялось подслушивать), а в разговоре по делу сказать только то, с чем он был послан. Замкнутость в поведении считалась достоинством. Основой красоты боярина (среднего и пожилого возраста) считалась дородность. Чем толще был боярин, чем пышнее и длиннее были его усы и борода, тем большего почета он удостаивался. Людей с такой внешностью специально приглашали к царскому двору, особенно на приемы иностранных послов. Дородность свидетельствовала о том, что этот человек не работал, что он богат и знатен. Для того чтобы еще больше подчеркнуть свою толщину, бояре подпоясывались не по талии, а под животом.

Особенностью в пластическом стиле поведения было стремление к неподвижности. Общий характер движений отличался медлительностью, плавностью и широтой. Боярин редко торопился. Он соблюдал достоинство и величавость. Такому пластическому стилю помогал костюм.

«На сорочку и штаны, — пишет Олеарий, — они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные до колен и с длинными рукавами, которые перед кистью руки собираются в складки; сзади у шеи у них воротник в четверть локтя длиной и шириной… выступая над остальными одеждами, он поднимается на затылке. Это одеяние они называют кафтаном. Поверх кафтана некоторые носят еще длинное одеяние, которое доходит до икр или спускается ниже их и называется ферязью…

Над всем этим у них длинные одеяния, опускающиеся до ног, таковые они надевают,
когда выходят на улицу. У этих наружных кафтанов сзади на плечах широкие вороты,
спереди сверху вниз и с боков прорези с тесемками, вышитыми золотом, а иногда жемчугом, на тесемках же висят длинные кисти. Рукава у них почти такой же длины, как и кафтан, но очень узки, их на руках собирают во многое складки, так что едва удается просунуть руки: иногда же, идя, они дают рукавам свисать ниже рук. На головы все они надевают шапки… из черного лисьего или собольего меха длиной в локоть… (на ногах) короткие, спереди заостряющиеся сапоги…»1 Дородный боярин держался очень прямо, живот выставлял вперед — это типичная осанка. Для того чтобы тело не падало вперед, боярину приходилось отклонять верх спины назад, что приподнимало грудь. Шею следовало держать вертикально, так как наклонять ее мешала высокая боярская шапка («Горловка»). Боярин плотно и уверенно стоял на земле — для этого он широко расставлял ноги. Наиболее типичными положениями рук были:

1) руки, свободно висящие вдоль туловища; 2) одна свободно висела, другая упиралась в бок; 3) обе руки упирались в бока. В положении сидя ноги чаще всего были расставлены, туловище держали прямо, кисти рук лежали на коленях или упирались в них. Сидя за столом, бояре держали предплечья рук на краю стола. а кисти на столе.

Туалет боярина (три верхних платья, длинных, шитых золотом и украшенных драгоценными камнями, жемчугом и мехами) был тяжел, он очень сковывал тело и мешал движениям (есть сведения, что парадный костюм царя Федора весил 80 (?!) килограммов, столько же весил выходной костюм патриарха). Естественно, в таком костюме двигаться можно было только плавно, спокойно, идти небольшими шагами. Во время ходьбы боярин не говорил, а если ему надо было что-то сказать, — останавливался.

Боярское обхождение требовало, чтобы к другим представителям своего сословия обращались приветливо, но всегда в соответствии с родовой гордостью — Не следовало обижать другого человека пренебрежительным к нему отношением, но лучше обидеть его, чем принизить себя. В зависимости от ситуации этикет XVI-XVII столетий давал возможность приветствовать и отвечать на приветствия четырьмя способами:

1) наклоном головы; 2) поклоном в пояс («малым обычаем»);
3) поклоном до земли («большим обычаем»), когда сначала левой рукой снимали шапку, затем правой рукой касались левого плеча, а вслед за тем, наклоняясь, касались пола правой рукой; 4) падением на колени и касанием лбом пола («бить челом»). Четвертым способом пользовались редко, только беднейшие из бояр и только при встрече с царем, а тремя первыми в быту пользовались очень часто. 1 А, Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию а Персию и обратно, СПБ., 1906, стр. 174-176. эоо Поклоны были не только приветствием, они служили формой благодарности. При благодарности количество поклонов не ограничивалось и зависело от степени признательности того, кому была оказана услуга. Для примера можно указать, что князь Трубецкой за милость царя, отправившего его в Польский поход 1654 года, благодарил «большим обычаем» тридцать раз. Челядь также пользовалась разными формами поклонов, и выбор зависел от ситуации. Крестьяне приветствовали своего боярина, только падая на колени, то есть били «челом». Поведение крестьянина при встрече с боярином должно было выражать смирение, а облик боярина — власть. В боярских семьях тщательно подчеркивалось (но иногда это было фикцией) полная и непрерывная власть главы семьи — отца. Отец в боярской семье был полновластным хозяином над женой, детьми и слугами. То, что мог позволить себе боярин, не дозволялось никому в семье. Выполнялась любая его прихоть, жена была его послушной, беспрекословной рабой (так воспитывались боярышни), дети-слугами. Если шла боярская семья, то впереди шел боярин, следом за ним жена, затем дети и, наконец, слуги. Но иногда боярин разрешал жене идти рядом с собою. Для окружающих это было проявлением благосклонности и милости боярина к жене. Считалось неприличным ходить пешком, ездили на самые незначительные расстояния. Если приходилось пройти какое-то расстояние, то боярина поддерживали под руки двое слуг, а третий сзади должен был вести его коня. Сам боярин никогда не трудился, но делал вид, что старается собственноручно кормить свой скот; это считалось почетным занятием.

Когда боярин съезжал со двора, его должны были сопровождать слуги, и чем больше их было, тем почетнее был выезд; никакого установленного порядка в таком выезде не придерживались: челядь окружала своего господина. Степень достоинства боярина зависела не от того места, которое он занимал на государевой службе, а от его «породы» — знатности рода. По породам рассаживались бояре в Государственной думе: кто знатнее, тот ближе к царю, а кто похуже — тот подальше. Этот этикет выполнялся при размещении на пиру: более знатные садились ближе к хозяину.

На пиру полагалось как можно больше есть и пить — в этом проявлялось уважение к хозяину. Ели руками, но пользовались ложкой и ножом. Пить полагалось «полным горлом». Отхлебывать вино, пиво, брагу и меды считалось неприличным. На пирах были развлечения — челядь хозяина пела и плясала. Особенно любили пляски девушек. Иногда плясали и молодые бояре (из неженатых). Большим успехом пользовались скоморохи.

Если хозяин хотел оказать гостям самую высокую честь, он выводил к ним перед
обедом свою жену для совершения «поцелуйного обряда». Жена становилась на
невысокий помост, рядом с ней ставили «ендову» (бадью зелена вина) и подавали чарку. Только при очень дружелюбных отношениях с гостями хозяин иногда раскрывал двери терема, чтобы показать его сокровище — хозяйку дома. Это был торжественный обычай, в котором женщина — жена хозяина или жена его сына, или замужняя дочь — чествовалась с особым поклонением. Войдя в столовую, хозяйка кланялась гостям «малым обычаем», т.е. в пояс, становилась на невысокий помост, рядом с ней ставили вино; гости кланялись ей «большим обычаем». Затем кланялся гостям хозяин «большим обычаем» с просьбой, чтобы гости изволили целовать его жену. Гости просили хозяина, чтобы он сам наперед целовал жену. Тот уступал этой просьбе и первый целовал жену, а за ним все гости один за другим кланялись хозяйке в землю, подходили и целовали ее, а отойдя, опять кланялись ей «большим обычаем». Хозяйка отвечала каждому «малым обычаем». После этого хозяйка подносила гостям по чарке двойного или тройного зелена вина, а хозяин кланялся каждому «большим обычаем», прося «вино выкушать». Но гости просили, чтобы первыми пили хозяева; тогда хозяин приказывал наперед пить своей жене, потом пил сам, а затем с хозяйкой обносил гостей, каждый из которых снова кланялся хозяйке «большим обычаем», пил вино и, отдав посуду, снова кланялся ей до земли. После угощения хозяйка, поклонившись, уходила к себе на беседу к своим гостям, женам мужчин, пировавших с боярином. В самый обед, когда подавали круглые пироги, к гостям выходили жены сыновей хозяина или его замужние дочери. В этом случае обряд угощения вином происходил точно так же. По просьбе мужа гости выходили из-за стола к дверям, кланялись женщинам, целовали их, пили вино, снова кланялись и садились по местам, а те удалялись на женскую половину. Дочери-девицы на подобную церемонию никогда не выходили и никогда мужчинам не показывались. Иностранцы свидетельствуют, что поцелуйный обряд выполнялся крайне редко, причем целовали только в обе щеки, но ни в коем случае не в губы.

Женщины тщательно наряжались к такому выходу и часто меняли платья даже во время церемонии. Выходили они в сопровождении замужних женщин или вдов из служащих боярских барынь. Выход замужних дочерей и жен сыновей бывал перед окончанием пира. Подавая вино каждому гостю, женщина сама пригубливала чарку. Этот обряд подтверждает разделение дома на мужскую и женскую половины и вместе с тем показывает, что личность женщины — хозяйки дома приобретала для дружеского общества высокий смысл домодержицы. В обряде земного поклона выражалась самая высокая степень уважения к женщине, ибо земные поклоны были почетной формой чествования в допетровской Руси.

Пир заканчивался подношением подарков: гости одаривали хозяина, а хозяин — гостей. Гости уходили все сразу.
Только на свадьбах женщины (и в том числе девушки) пировали вместе с мужчинами. На этих пирах было гораздо больше развлечений. Пели и плясали не только дворовые девки, но и боярышни. На свадебном пиру и в аналогичных торжественных случаях боярин выводил жену за руку следующим способом: протягивал свою левую руку ладонью вверх, она накладывала на эту руку свою правую ладонь; боярин прикрывал кисть руки боярыни большим пальцем и, почти вытянув руку вперед влево, вел жену. Весь его облик показывал, что он властелин жены, семьи и всего дома. Иностранцы утверждали, что религиозность русского боярства была кажущейся; однако бояре придавали большое значение выполнению церковных обрядов, традиций, тщательно соблюдали посты и отмечали специальные церковные даты и праздники. Боярин и члены его семьи старательно показывали свои христианские добродетели в различных внешних проявлениях, но соблюдая личное достоинство. Так, несмотря на утверждение религии, что перед богом все равны, поместный боярин даже в церкви стоял на особом месте, впереди других молящихся, ему первому подносился крест при благословении и освященная просфора (белый, особой формы хлеб). Никакого смирения в делах и поступках у боярина не было, однако в поведении он стремился напомнить о своей близости к религии; так, например, любили ходить с высокой и тяжелой тростью, напоминавшей монашеский или митрополичий посох, — это свидетельствовало о степенстве и религиозности. Идти во дворец или в храм с посохом было обычаем и почиталось благочестием и порядочностью. Однако этикет не позволял боярину входить в комнаты с посохом, его оставляли в сенях. Посох был постоянной принадлежностью священнослужителей высоких званий, они с ним почти никогда не расставались.

Внешне религиозность боярства выражалась в неукоснительном соблюдении ряда правил. Так, например, после вечерней церковной службы или домашнего моления ни пить, ни есть, ни говорить уже не полагалось — это грех. Перед тем, как лечь в постель, надо было отдать богу еще три земных поклона. Почти всегда в руках были четки, чтобы не забывать сотворить молитву перед началом любого дела. Даже домашние дела следовало начинать с поясных и земных поклонов, сопровождаемых крестным знамением. Каждое дело следовало делать молча, а если и была беседа, то только о том деле, которое исполнялось; в это время было недопустимо развлекаться посторонней беседой и тем более петь. Перед едой совершался обязательный обряд — монастырский обычай возношения хлеба в честь богородицы. Это было принято не только в боярском доме, но и в царском быту. Все поучения Домостроя сводились к одной цели — сделать домашнюю жизнь почти непрерывным молением, отвержением от всяких мирских удовольствий и развлечений, так как веселье греховно.

Однако правила церкви и Домостроя часто нарушались боярами, хотя внешне и: старались подчеркнуть благочиние домашнего быта. Бояре охотились, пировали, устраивали и другие развлечения; боярыни принимали гостей, давали пиры и т. д.

Красота женской пластики выражалась в сдержанности, плавности, мягкости и даже некоторой робости движений. Для женщин и девушек правила этикета были особыми. Так, например, если мужчины довольно часто кланялись «большим обычаем», то этот поклон для боярыни и боярышни был недопустим. Он выполнялся только в случае беременности, когда боярыня не могла при надобности «бить челом». В этом случае движения «большого обычая» были скромны, сдержанны и медлительны. Женщины никогда не обнажали голову. Вообще оказаться простоволосой в обществе для женщины — верх бесстыдства. Боярышня всегда носила кокошник, а замужняя — кику. Голова простой женщины также всегда была прикрыта: у молодой — платочком или наколкой, у пожилой — повойником.

Типичная поза боярыни — статная осанка, глаза опущены, особенно при разговоре с мужчиной; смотреть ему в глаза — неприлично. Опущены были и руки женщины. Помогать в беседе жестом — категорически запрещалось. Допускалось держать одну руку около груди, но вторая должна была быть внизу. Складывать руки под грудью — неприлично, так могла делать только простая, много работавшая женщина. Походка девушки и молодой боярыни отличалась легкостью и грациозностью. Идеалом считалась грациозность лебедя; когда хвалили внешний вид девушки и ее пластику, то сравнивали ее с лебедушкой. Женщины ходили мелкими шагами, и казалось, что стопу ставили с носка; такое впечатление создавали очень высокие каблуки — до 12 см. Естественно, на таких каблуках надо было идти очень осторожно и медленно. Основным занятием женщин были различные рукоделия — вышивания и плетение кружев. Слушали рассказы и сказки мамушек и нянюшек и много молились. При приеме гостей в тереме развлекались беседой, но считалось неприличным, если хозяйка в то же время не была занята каким-нибудь делом, например вышиванием. Угощение в таком приеме было обязательно.

Теремное затворничество было ярким проявлением отношения к женщине на Руси в XVI-XVII веках. Но есть сведения, что в более ранний период положение женщины было свободнее. Однако степень этой свободы неизвестна, хотя можно догадываться, что женщины все же редко принимали участие в общественной жизни.. В XVI-XVII столетиях женщина в боярской семье была полностью отделена от мира. Единственное, что ей было доступно, — это молитва. Заботу о личности женщины взяла на себя церковь.

Только в редких случаях, да и то в более ранний период истории, женщина появлялась наравне с мужчинами. Это случалось, когда после смерти мужа вдова получала вотчинные права. Есть описание того, как Новгородка боярыня Марфа Борецкая пировала в обществе мужчин, новгородских бояр. Пригласив к себе преподобного Зосиму, она не только пожелала получить его благословение для себя и дочерей, но посадила его вместе с ними за стол. На этом же пиру были и другие мужчины. Правда, нравы новгородских бояр были более свободными, чем нравы бояр московских.

Подобное положение «матерой вдовы» типично для Руси
XIV-XV веков, когда укреплялось вотчинное владение землей. Матерая вдова на своей вотчине полностью заменяла покойного мужа и справляла за него мужские обязанности. По необходимости эти женщины являлись общественными деятелями, они бывали в мужском обществе, сидели в думе — совете с боярами, принимали послов, т.е. полностью становились на место мужчины.

В XV веке Софья Палеолог принимала у себя «венецейского» посланника и любезно с ним беседовала. Но Софья была иноземка, и этим можно объяснить некоторую свободу ее поведения, однако известно, что и наши княгини придерживались тех же обычаев: так. в начале XVI века к рязанской княгине были посланы послы, которые должны были передать ей лично послание великого князя. Но эта свобода постепенно исчезала, и к середине XVI века затворничество женщины стало обязательным. С развитием самодержавия и единодержавия мужчины не давали возможность женщине приоткрыть двери терема. Постепенно ее затворничество становится необходимостью. Домострой даже не предполагал, чтобы жены, не говоря уже о дочерях, могли входить в мужское общество. Положение женщины к середине XVI века стало совсем плачевным. По правилам Домостроя женщина честна только тогда, когда сидит дома, когда она никого не видит. Ей весьма редко позволялось ходить в храм, еще реже — на дружеские беседы.

Начиная со второй половины XVI века и в XVII веке знатные люди даже в семейном быту не показывали своих жен и дочерей не только посторонним людям, но даже самым близким родственникам мужчинам.

Именно поэтому русскому боярству казались столь невероятными предпринятые царем Петром I реформы в общественной жизни. Требование носить короткое европейское платье, брить бороды и подстригать усы, вывозить своих жен и дочерей в открытых платьях на ассамблеи, где женщины садились рядом с мужчинами, танцевали невероятные по бесстыдству (с точки зрения Домостроя) танцы, — вызывали огромное сопротивление бояр.

При всех трудностях в проведении этих реформ русское дворянское общество в XVII
веке все же принимает новые формы светской жизни, начинает подражать Западной
Европе в модах, .обхождении и домашнем быту. Уже в те времена купцы нанимали специальных людей, осуществляющих

Бояре вели свою историю из дружины русских князей XI века. Первоначально они получали землю за службу князю, но уже к периоду феодальной раздробленности боярские вотчины стали неотъемлемым и наследственным владением боярских родов.

Бояре представляли собой значительную политическую силу, особенно в период конфликтов между князьями до создания единого централизованного государства. Боярин мог выбрать князя, которому желал служить, и поддержка богатых бояр могла сильно изменить геополитическое равновесие в конкретном регионе. С момента становления централизованного Московского государства появляется Боярская Дума - этот сословно-представительный орган был прообразом парламента, однако играл только совещательную роль при царе - бояре имели право совета, но не могли оспорить решение правителя.

Боярская дума была упразднена Петром I и была заменена на систему коллегиального управления.

В некоторых ситуациях бояре получали исключительную политическую власть. Например, так произошло в один из периодов Смутного времени, который был назван соответствующим образом - Семиборящина. В этот период группа бояр фактически управляла частью государства во время конфликта между несколькими претендентами на трон. Когда Петр I на год уехал из России, он также получил фактическое управление страной одному из бояр.

Дворянство

Дворяне начали упоминаться в русских источниках еще в период феодальной раздробленности. Их первоначальный статус сильно отличался от боярского - дворянин был обязан служить государю, и за это ему выделялся земельный надел. Первоначально он не передавался по наследству - даже если сыновья дворянина тоже шли служить, им выделялись новые земли после смерти родителя. Жены и дочери дворянина после его смерти могли унаследовать небольшое денежное содержание, но не земли и крестьян.

Родовитость дворян определялась по специальным книгам. В соответствии с древностью рода каждый представитель знати должен был занимать свое место на службе. Эта практика называлась местничеством.

К XVII веку стала появляться практика наследования дворянами пожалованных земель. Окончательно разница между боярством и дворянством исчезла при Петре I - он разрешил передавать землю и крепостных по наследству, но обязывал любого помещика служить государю на военном ил гражданском поприще.

Видео по теме

Совет 2: Почему бояре на Руси при Петре Первом отказывались брить бороды

Правление Петра Первого обусловлено курсом России на сближение с Западом, это коснулось многого: от устройства правления, до одежды, в том числе и внешнего облика русской знати. Вернувшись из своего путешествия и оставшись под впечатлением, Петр Первый, согласно историческим источникам, лично обрезал ножницами бороды нескольким знатным подданным прямо на пиру, куда собрались все бояре.

Русичи испокон веков носили бороду, это было частью культурной традиции, имевшей и религиозные корни. В славянских письменах есть наставления, согласно которым волосы беречь полагалось, т.к. они накапливают и мудрость и энергию. Девушкам положено носить косу, а мужчинам – бороду, волосы иметь до плеч.

Роптали, но терпели

Петр I лично остриг бороды нескольким своим боярам, сделано это было показательно – царь отнюдь не шутил, повелев боярам бриться на манер европейцев. Направленно это было на то, чтобы бояре внешним видом напоминали жителей европейских стран, что способствовало, по мнению Петра, преображению России.

Однако не всем – и вполне справедливо - это , царя осуждали многие, не понимали и не принимали такой его меры. Ведь побрить бороду в те времена считалось грехом почти смертельным, а иностранцев, для которых это было делом обычным, считали еретиками. Объяснялось просто, все святые на иконах были изображены неизменно с бородой. Ношение этого атрибута было неотъемлемой частью жизни любого мужчины тогда.

Священнослужители роптали, это даже повлекло войну самоубийств, с таким трудом приживалось это новшество. Бояре и другие подданные усматривали даже покушение на весь русский народ с его устоями в свете всего этого.

Борода дорого стоит

Это несло угрозу, и заставило Петра пересмотреть свою политику по этому поводу в дальнейшем, так в начале сентября 1968 года он приказал ввести закон об обложении налогом ношении бород. Был введен бородовой знак, служившей чем-то вроде квитанции об оплате ношения бороды. Так же был предусмотрен штраф за невыполнения требования царя. После этого брить бороду потребовали уже у всего городского населения, не зависимо от чина. К 1705 году все, кроме священнослужителей и крестьян, должны были брить усы и бороду, согласно указу царя.

Так как крестьяне не облагались налогом и бороду брить обязаны не были, то пошлина снималась с них исключительно при въезде в город и составляла 1 копейку с одного крестьянина.

Со всех граждан взималась пошлина различного размера, в зависимости от их положения и достатка. В год 600 рублей – для чиновников, 100 – с купцов, 60 – с посадских, 30 – со всех прочих жителей.

Бояре и дворяне – представители привилегированных сословий, которые возникли на Руси в период княжеского правления. Они входили в ближайшее окружение князя и составляли основу его дружины, но обладали разными полномочиями и имели разное положение в феодальном обществе. По мнению историков, сословие бояр сформировалось к началу XI века и сохраняло лидерство в течение шести веков. Первые сведения о дворянах зафиксированы в Лаврентьевском летописном своде; более подробные – в берестяных грамотах XII – XIII века.

Кто такие бояре и дворяне
Сравнение бояр и дворян
Отличие боярина от дворянина

Кто такие бояре и дворяне

Бояре – приближенные князя, высший слой феодалов в древней Руси. До конца XII века боярское звание было жалованным, позже предавалось по наследству. Из бояр состояла старшая княжеская дружина, управлявшая войском и распоряжавшаяся землями, которые переходили в княжеское владение в результате военных захватов.

Дворяне – взятые на службу при дворе князя выходцы из младшей дружины, выполнявшие военные, хозяйственные и денежные поручения за право пользоваться земельным наделом вместе с закрепленными за ним крестьянами. С XV века дворянство стало передаваться по наследству, как и земля, жалованная дворянину князем за личные заслуги и воинскую доблесть.
к содержанию;
Сравнение бояр и дворян

В чем же разница между боярином и дворянином?

Бояре были потомками родоплеменной знати, имели собственные земли, а нередко и свою дружину, что в условиях феодальной раздробленности позволяло им соперничать с княжеской властью. Наиболее богатые и влиятельные бояре принимали участие в княжеской думе на правах советников князя; от их мнения часто зависело решение важных государственных и судебных вопросов, а также урегулирование междоусобных конфликтов.

При дворе князя служили принятые в избранный круг, введенные бояре, которые управляли делами князя и его дворцовым хозяйством. В зависимости от обязанностей, они получали должность дворецкого, стольника, казначея, конюха или сокольничего, что считалось особо почетным и приносило боярину немалые доходы. Плата за такую службу называлась «в кормление», поскольку выдавалась на содержание семьи боярина и его обслуги.

Отличие боярина от дворянина

Бояре, распоряжавшиеся от имени князя его отдаленными землями и контролировавшие сборы податей, именовались путными. Из княжеской казны они получали средства «в путь», предназначенные для дорожных расходов и поощрения боярского усердия.

Введенные и путные бояре были главными распорядителями княжеского двора и относились к верхушке в феодальной иерархии. Их называли старшими боярами, выделяя из тех, кто входил в младшую княжескую дружину, но не отличался родовитостью и богатством.

Кроме выполнения службы, в обязанности бояр входило создание ополчения в случае военных действий и его полное содержание за свой счет. Это распространялось не только на введенных и путных бояр, но и на оседлых, не служивших при княжеском дворе земских бояр.

Боярская служба была добровольной. Служилые бояре из старшей дружины имели право перейти к другому князю.

С усилением влияния боярства на государственное управление уже в XII веке при княжеских дворах из числа младшей дружины стали набирать для военной службы и выполнения личных распоряжений князя наиболее преданных мелких бояр и боярских детей. От слова двор произошло название нового сословия, игравшего на протяжении нескольких веков важную роль в судьбе Российского государства – дворянства.

В княжеских грамотах XIII-XIV веков содержатся первые упоминания о служилых людях, состоящих при дворе князя и жалованных за труды земельными наделами и золотой казной. Земля давалась дворянину во временное пользование, но оставалась собственностью князя. Только в XV веке дворяне получили право передавать землю по наследству или в приданое.

В XVII веке в период правления Петра I за дворянами утвердилась важнейшая привилегия – владение наследным имуществом независимо от службы. Сословие бояр было упразднено, а права дворян официально провозглашены 18 февраля 1762 года манифестом Петра III. Окончательно они закреплены жалованной грамотой Екатерины II в 1785 году.
к содержанию;
Отличие боярина от дворянина

Бояре – представители высшего служилого сословия, сложившегося из крупных феодалов, владевших собственными землями. Дворяне состояли на службе у князя или старшего боярина. До XV века они не могли предавать по наследству жалованные земли.
Бояре имели право голоса в княжеской думе. В допетровский период влияние дворян на государственное управление было не таким ощутимым.
Бояре могли перейти на службу к другому князю. Дворяне, принятые на службу, не имели права оставить ее без разрешения князя.
В феодальной иерархии, сложившейся на Руси, бояре занимали главенствующее положение с X по начало XVII века. Позиции дворянства окончательно утвердились в период государственных реформ, начатых Петром I. Подробнее:
тапы формирования дворянского сословия на Руси

Появление дворянства

Историк Буганов считает, что истоки дворянства нужно искать ещё в эпохе военной демократии, когда у восточных славян сложились - при племенных, родовых старейшинах, потом князьях, военных предводителях - группы приближенных к ним людей: дружинников старших и младших, наиболее храбрых, исполнительных, а постепенно и более богатых за счет военной добычи и княжеских пожалований.

Они относились к князю как к товарищу, были его советниками и потому делили с ним власть. Но «в отношении князя дружина была крайне непостоянна. Дружинники переходили от князя к князю, исчезали, появлялись новые. Не было никакой связи между дружинником с князем и земскими боярами, не зависимыми от князя».

Так как в древнее время государственная служба ничем не отличалась от личного служения князю, то этим объясняется что самые разные категории населения, входили в состав слуг князя, в том числе и дружинников. Целый ряд слуг-дружинников помогал князю в разных сферах его деятельности. Наряду со свободными людьми князю служили и холопы, которых было даже в большинстве. Таковы тиуны, ключники, казначеи, посельские. Они, как несвободные, не могут оставить службу или отказаться от того или иного поручения. Вследствие того они тесно связаны со своим князем, который ценил верность своих слуг, доверяя им больше, чем свободным слугам. Такое различное отношение с усилением княжеской власти, привело к тому, что служба вольная стала постепенно перестраиваться по типу невольной.

Другое их название - дворовые люди. Из сказанного выше понятно, что с первого момента возникновения этого термина дворяне были как и вольные слуги, так и холопы. Сначала их положение было невысоким. Они воюют, судят, собирают пошлины, но дальше этого их полномочия не распространяются. Близость к князю привлекала в придворный штат и людей знатных. Дети бояр начинали свою карьеру при княжеском дворе в составе младшей дружины, так как жить близ князя значило жить «близ милости». В числе детских и отроков могли быть также молодые люди боярского происхождения, а также дети бояр. От XIII в., например, имеются прямые указания, что в разряде дворных слуг были дети боярские.

Помимо дружинников, на местах выделялась своя землевладельческая знать. Киевская Русь уже знает князей великих, просто князей, сидевших не в Киеве, а в менее значительных центрах: затем - бояр княжеских и земских (примерно с ХII в. они сливаются в единое сословие), «больших» и «меньших». Они и составляют служилую верхушку народившегося сословия феодалов, потомков родо-племенной знати.

Все эти князья, великие, «светлые», «большие» и «меньшие», бояре тоже с соответствующими градациями, - это дворяне, точнее, высший их слой, нобилитет. Представители этой служилой верхушки, по сообщениям летописей, «Русской Правды» и других источников, выступают в роли княжих мужей - старших дружинников, высших должностных лиц княжеской администрации. Они составляют его высший совет, Боярскую думу, получают от него часть даней и прочих сборов, земли и смердов, имеют право отъезда от одного сюзерена к другому.

Ниже по служебной иерархической лестнице располагались свободные и несвободные, обслуживавшие двор князя и его хозяйство, как домениальное, так и общегосударственное. Это отроки - младшие дружинники, княжеские чиновники; детские, большие и меньшие; слуги (тоже младшие дружинники, личные слуги князей, исполнители их хозяйственных поручений). Все они - люди вольные, независимые. Самую нижнюю ступень занимают собственно дворовые люди, или дворяне, люди и вольные и зависимые, среди них- и холопы, и младшие отроки.

Первые упоминания о собственно дворянах относятся к последней четверти XIII- XIII века. В Лаврентьевской летописи под 1174 г. о них говорится в связи с убийством великого князя Владимирского Андрея Боголюбского: с ним расправились собственные «милостьники». Новгородская летопись тоже называет их: «свои милостьници». Этот термин, по М. Н. Тихомирову, подразумевает «особый разряд княжеских слуг занятых непосредственно в дворцовом хозяйстве».

Термин «дворянин» появляется в летописях последней четверти XIII в.: в Лаврентьевской, Новгородской I; в новгородских актах 1264, 1270 годов. Так что к XIII в. слово «милостник» было заменено на «дворянин».

Таким образом, появился первый составной элемент будущего служилого сословия - дружина. Она помогала князю в государственной, хозяйственной деятельности и заведовала его домашним хозяйством. Они были свободными людьми, особо приближенными к князю-монарху.

В те времена пока ещё не было различия в социальном статусе приближённых к князю людей. Можно даже сказать, что само понятие службы, как неизменного долга и верности, зародилось и воспиталось в холопской среде.

Дворяне являются членами государственного административного аппарата, держатели, владельцы земель и населявших их людей. Так что можно говорить о существовании в ХIII-XIV вв. дворян как сословной категории.
Дворянство в допетровской Руси

В XIII в. монголы покорили Россию. Они обложили всех податью и внесли всех в перепись, не различая дружинников и земцев. Образовавшись ранее, несколько великих княжеств приобрели большую автономию, в них княжили постоянно одни и те же княжеские роды, так что дружина князя скоро растворились в земщине, даже название дружинника исчезло. Вместе с земским боярством дружинники составили высший класс в народе - боярский. Вместо прежних дружинников около князей стали собираться служилые люди.

Из всех великих княжеств только Московскому удалось усилиться за счет других, стать во главе их. Уделы понемногу исчезли, присоединившись к Москве, все служилое сословие бросилось на службу к московскому великому князю, даже удельные князья поступали к нему на службу, находясь с ним сначала в договорных отношениях, а потом становясь его подданными. Когда московские великие князья усилились достаточно и имели уже на своей службе множество служилых людей, они смело могли выступить на борьбу с боярами, стремясь уничтожить их права, ограничивавшие княжескую власть. Уничтожено было право отъезда служилых людей от князя: всякий переход считался уже изменою и наказывался. Этим бояре были закреплены на службе; отъехать им было уже невозможно, делать нечего - нужно было служить своему князю. Василий Темный старших служилых людей назвал боярскими детьми, низших - дворянами, а слово «боярин» сделалось саном, который нужно было выслуживать. Таким образом, служба князю была поставлена выше происхождения от древних бояр. Теперь прежние бояре должны были добиваться при дворе князя служебного значения, а их родовое значение теперь ничего не значило.

По мере усиления Московского государства и расширения его границ прилив знати в состав придворного штата московских государей все более усиливается. Численность придворного штата значительно возрастает со второй половины XV в., по мере присоединения к Москве других княжений и с причислением дворовых слуг прежних княжений к московскому двору.

Около этого времени в распоряжении государя состоит такое число дворных слуг или дворян, что жить им всем при дворе становится слишком тесно. К тому же, при обязательной службе они должны были иметь средства отбывать ее. Отсюда - поместная система: дворяне были испомещены на государевой земле, участки которой передавались им в пользование под условием службы. Так появились дворяне-помещики.

В этом новом качестве дворяне еще продолжают стоять ниже бояр и детей боярских, которые в награду за службу получают кормление или земли в вотчину. Продолжает существовать и различие между обязательной службой дворян и вольной службой бояр и детей боярских. Но московские князья очень рано начали бороться с невыгодами вольной службы, главным образом со свободой отъезда. Признавая эту свободу в многочисленных междукняжеских договорах, на практике они борются с ней всеми способами, применяя различные «санкции» к «отъездчикам»: отбирают у них вотчины, понижают их служилую честь и иные меры наказания, вплоть до смертной казни. В предупреждение отъезда московское правительство берет с подозреваемых записи о «неотъезде», гарантируя такие записи порукой и денежными залогами. Когда к началу XVI века почти все прочие княжества были присоединены к Москве, то и отъезжать стало некуда, кроме Литвы, а отъезд в чужеземное государство был, с точки зрения правительства, изменой. Это воззрение проникает и в служилую среду: раскаявшиеся отъездчики просят государя снять с их имени - «мерзячку», - какая тяготела над ними со времени отъезда.

В XVI веке свободы отъезда уже не существует, а вместе с тем утратила значение и вольная служба: для вольных слуг возникла обязанность служить и, по типу службы, между дворянами и боярами начинают исчезать различия. Другое различие, в общественном положении, также постепенно сгладилось в течение XVI в. Бояре и дети боярские уже с конца XV в. получают поместья, сначала, правда, только в исключительных случаях. Иоанн III конфисковал вотчины у новгородских бояр в 1484 и 1489 и наделил их поместьями в московском и других уездах. Конфискованные же вотчины роздал в поместье московским детям боярским. Иоанн IV в 1550 г. приказал поместить в московском уезде 1000 детей боярских и наделить поместьями бояр, у которых в этом районе не оказалось вотчин и поместий.

Иван Грозный еще выше поставил служебное значение над родовым. Высший класс служилых людей был назван именем прежних низших служилых людей, дворянами, чтобы показать, что все у служилого человека зависело от его службы царю, и изгладить память о его от древних всесильных бояр. Низшие же служилые люди, как бы в «унижение» новых дворян, были названы боярскими детьми, хотя они от бояр.

В первой половине XVI в. в официальных актах дети боярские стоят всегда выше дворян, хотя на деле они юридически уравнялись, а фактически положение детей боярских, вынуждало их нередко даже поступать в холопы. Со второй половины XVI в. дети боярские уже называются дворянами, а когда оба эти термина встречаются рядом, то дворяне нередко ставятся выше детей боярских. В XVII в. это уже обычный порядок.

Торжество одного термина над другим знаменует окончательную победу придворной службы дворян над некогда свободной службой детей боярских.

Но теперь лишь на долю немногих дворян выпадал жребий служить при государевом дворе или хотя бы вблизи двора: большинство дворян несло эту службу по городам. Эта дворянская служба была военной и стала обязательной. В 1556 г. Иоанн IV «с вотчин и поместий уложенную службу учинил»: со 100 четвертей земли должен быть выставлен вооруженный человек на коне. Договариваться о службе теперь нельзя: она определена указом. Всем служилым людям начинают вестись списки: прежде, с середины XV в., лишь для более важных придворных чинов (боярские книги), а с середины XVI в. - и для всех прочих (списки дворян и детей боярских по городам). Цель этих списков - приведение в известность военных сил. Поэтому в дворянских списках обозначалось о каждом служилом человеке, «каков он будет на государеве службе конен и оружен и люден», и сверх того показывались поместные оклады и размеры денежного жалования. Для составления таких списков производились периодические смотры или разборы дворян по городам. По каждому городу из среды дворян выбирались окладчики, которые и составляли о каждом служилом человеке сведения о его имуществе, прежней службы и той службы, какую он может отбывать. На основании этих данных и происходил разбор дворян. Различие между ними в том, что первые отбывали службу в качестве сотенных и полковых, а вторые несли рядовую службу.

Древнейшие указания о таких верстаниях относятся к 30-м годам XVI в. Вместе с введением дворянских списков постепенно становится нормой, что в число городовых дворян могут заноситься только дворянские дети, а в XVI в имеются уже предписания, чтобы «холопей боярских и неслужилых никаких чинов отцов детей и братью и племянников и пашенных мужиков отнюдь никого детьми боярскими у верстанья не называли и поместными и денежными оклады их не верстали». Этим положено было начало дворянской сословности. Если в среде городовых дворян замечаются качественные различия, то тем большая разница существовала между ними и дворянами, записанными по московскому списку. Московские дворяне стоят значительно выше дворян городовых, и для каждого из последних всегда была цель попасть в список московских дворян. Преимущества московских дворян сводились к тому, что служба их проходила на глазах государя, и из среды их комплектовались все высшие придворные и думные чины. Начало этой категории дворян было положено Иоанном IV, который в 1550 г. приказал испоместить вблизи Москвы тысячу детей боярских и лучших слуг. Позднее состав этой московской гвардии пополнялся как потомками этих выборных слуг, так и некоторыми из выборных городовых дворян. Дети самых крупных московских вельмож начинали службу московскими дворянами, а затем, смотря по родовитости, получали назначения в те или другие придворные чины, начиная со стряпчего и кончая высшими думными чинами. Иные из московских дворян прямо жаловались в бояре. Кроме московских дворян, при царском дворе состоял обширный штат придворных. С XVII в. многие из них обратились в простое придворное звание, в которое возводились московские дворяне в виде отличия.

Таким образом, звание московского дворянина являлось основным и для высших чинов.

Контингент дворян XVII вв. представлял очень пеструю картину. В составе его оказались потомки княжеских фамилий, старых бояр, детей боярских и простых дворян, предки которых нередко всю жизнь были в холопах. Поэтому люди родословные среди дворянства, сохранившие за собой место в высшем правящем классе с таким же презрением смотрели на дворян неродовитых и захудавших, как и на прочие разряды низшего населения, и в местничества выработали даже особый порядок защиты своего общественного и служебного положения от сопоставления и сближения с худородными и захудавшими дворянами.

Подытоживая развитие дворянского сословия в допетровский период, можно заключить, что монгольское иго сблизило дружину с земскими боярами и уничтожило их самостоятельность, что и послужило причиной их превращения в служилое сословие, наряду с дружиной, занимавшее в то время ключевые посты в управлении страной.

Потом, вследствие введения поместной системы, наряду с дворянами-помещиками появились помещики-бояре и дети боярские. Так что для дворян не существовало более никаких юридических преград перейти в разряд вотчинников.

Царь опирается на дворян в борьбе против боярства в это время. Поэтому он становится в некотором роде зависимым от них.

В конце XVII в. между такими различными элементами как родословные и худородные дворяне не могло существовать ничего общего, их ничего не объединяло, поэтому в те времена внутри служилого сословия было очень много противоречий.

До Петра I московское правительство вело усиленную законодательную и административную разработку сословных повинностей для дворян, для отбывания которых им предоставлялись известные льготы или выгоды, которые впоследствии превратились в их сословные права