Правило как умножать и делить десятичные дроби. Объясняем ребенку как делить дроби

Найдите первую цифру частного (результата деления). Для этого разделите первую цифру делимого на делитель. Результат напишите под делителем.

  • В нашем примере первой цифрой делимого является цифра 3. Разделите 3 на 12. Так 3 меньше 12, то результатом деления будет 0. Запишите 0 под делителем – это первая цифра частного.
  • Умножьте полученный результат на делитель. Напишите результат умножения под первой цифрой делимого, так как эту цифру вы только что разделили на делитель.

    • В нашем примере 0 × 12 = 0, поэтому напишите 0 под 3.
  • Вычтите результат умножения из первой цифры делимого. Запишите ответ на новой строке.

    • В нашем примере: 3 - 0 = 3. Напишите 3 непосредственно под 0.
  • Спустите вниз вторую цифру делимого. Для этого запишите следующую цифру делимого рядом с результатом вычитания.

    • В нашем примере делимым является число 30. Вторая цифра делимого – это 0. Спустите ее вниз, записав 0 возле 3 (результат вычитания). Вы получите число 30.
  • Полученный результат разделите на делитель. Вы найдете вторую цифру частного. Для этого разделите число, расположенное на самой нижней строке, на делитель.

    • В нашем примере разделите 30 на 12. 30 ÷ 12 = 2 плюс некоторый остаток (так как 12 х 2 = 24). Напишите 2 после 0 под делителем – это вторая цифра частного.
    • Если вы не можете найти подходящую цифру, перебирайте цифры до тех пор, пока результат умножения какой-либо цифры на делитель не окажется меньше и ближе всего к числу, расположенное последним в столбике. В нашем примере рассмотрим цифру 3. Умножьте ее на делитель: 12 х 3 = 36. Так как 36 больше 30, то цифра 3 не подходит. Теперь рассмотрим цифру 2. 12 х 2 = 24. 24 меньше 30, поэтому цифра 2 является верным решением.
  • Повторите описанные выше шаги, чтобы найти следующую цифру. Описанный алгоритм используется в любой задаче на деление в столбик.

    • Умножьте вторую цифру частного на делитель: 2 х 12 = 24.
    • Напишите результат умножения (24) под последним числом в столбике (30).
    • Вычтите меньшее число из большего. В нашем примере: 30 - 24 = 6. Запишите полученный результат (6) на новой строке.
  • Если в делимом остались цифры, которые можно спустить вниз, продолжите процесс вычисления. В противном случае перейдите к следующему шагу.

    • В нашем примере вы спустили вниз последнюю цифру делимого (0). Поэтому переходите к следующему шагу.
  • В случае необходимости воспользуйтесь десятичной запятой, чтобы расширить делимое. Если делимое делится на делитель нацело, то на последней строке вы получите цифру 0. Это означает, что задача решена, а ответ (в виде целого числа) записан под делителем. Но если в самом низу столбика находится любая цифра, отличная от 0, необходимо расширить делимое, поставив десятичную запятую и приписав 0. Напомним, что это не меняет значения делимого.

    • В нашем примере на последней строке находится цифра 6. Поэтому справа от 30 (делимое) напишите десятичную запятую, а затем напишите 0. Также десятичную запятую поставьте после найденных цифр частного, которые вы записываете под делителем (после этой запятой пока ничего не пишите!).
  • Повторите описанные действия, чтобы найти следующую цифру. Главное не забудьте поставить десятичную запятую как после делимого, так и после найденных цифр частного. В остальном процесс аналогичен процессу, описанному выше.

    • В нашем примере спустите вниз 0 (который вы написали после десятичной запятой). Вы получите число 60. Теперь разделите это число на делитель: 60 ÷ 12 = 5. Напишите 5 после 2 (и после десятичной запятой) под делителем. Это третья цифра частного. Таким образом, окончательный ответ: 2,5 (нулем перед 2 можно пренебречь).
  • Как умножать и делить десятичные дроби?

    1. Не парься и не торопись.

    2. 0,065 1000 = 0065 = 65;


      Например: 1,1 0,2 = 0,22
      Например: 22 0,1 = 2,2
      22: 10 = 2,2

    3. Если десятичная дробь иммет запятую, то при умножении на 10, 100, 1000 запятая сдвигается вправо на 1 2 или 3 разряда 0.234*10=2.34 0.234*100=23.4
      если не имеет запятую то сзади прибавляется 0 00 или 000 23*10=230
      при делении запятая переносится влево на 1 2 или 3 разряда 234/100=2/34
    4. 2
      Умножать числа все равно придется, но надо понять, как изменяется положение запятой. Можно сформулировать некоторое правило, но чтобы его понять, нужно понимать, как переводятся десятичные дроби в обыкновенные и как перемножаются обыкновенные дроби.

      Чтобы представить десятичную дробь в виде обыкновенной, нужно в числитель записать это число без десятичной запятой, а в знаменатель число вида единицы и стольких нулей, сколько было отделено знаков запятой в десятичной дроби (то есть, в знаменателе числа 10, 100, 1000 и так далее).

      Например, число 1,238 в виде обыкновенной дроби можно записать как 12381000 в числителе это же число, но без запятой, а в знаменателе 1000 единица и три нуля, так как в 1,238 запятой отделено три знака.

      В данном примере дроби будут 5410, 710 и 2810.

      Аналогично, в обратную сторону, если знаменатель это единица с нулями: в числителе запятой отделяется столько знаков, сколько было нулей в знаменателе. Например:

      537100=5,37
      Далее, рассмотрим вопрос перемножения и деления обыкновенных дробей. При умножении обыкновенных дробей числителем результата будет произведение числителей множителей, а знаменателем результата произведение знаменателей множителей. Например:

      3752=3572=1514
      При делении одной десятичной дроби на другую, дробь, на которую делят, переворачивается и первая дробь на нее умножается. Например:

      3475=3457=1528
      Теперь посмотрим, как перемножаются десятичные дроби. Возьмем две дроби, представим их в виде обыкновенных дробей, перемножим и запишем снова в виде десятичной:

      5,40,7=5410710=547100=378100=3,78

    5. 4,15*10 = 41,5 - один 0 значит после запятой будет стоять 1 цифра.
      Так же 3,12*1000=3120- запятую убираем, потому - что не хватает цифр
      Вот и вс.
    6. при умножении: числитель умножаем на числитель, а знаменатель - на знаменатель
      при делении: первую дробь оставляем прежней а вторую - переворачиваем, а дальше по правилу умножения
    7. Умножаешь и как числа без запятой а потом в полученом результате отделяешь столько знаков (справа налево) сколько знаков в обоих множителях вместе
    8. При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. , надо в этой дроби перенести запятую вправо на столько знаков, сколько нулей стоит в множителе. Например:
      0,065 1000 = 0065 = 65;
      2,9 1000 = 2,900 1000 = 2900.

      Умножение двух десятичных дробей выполняется так: Числа перемножаются без учета запятых. Запятая в произведении ставится так, чтобы отделить справа столько же знаков, сколько отделено в обоих множителях вместе взятых.
      Например: 1,1 0,2 = 0,22
      Вместо умножения любого числа на 0,1; 0,01; 0,001, можно разделить это число на 10; 100; или 1000 соответственно.
      Например: 22 0,1 = 2,2
      22: 10 = 2,2

    9. вы меня не видели, я просто набираю балы)
    10. Умножение десятичных дробей производится так же, как и умножение натуральных чисел, по тем же правилам, но в произведении ставится запятая по сумме разрядов множителей в дробной части, считая справа налево (сумма разрядов множителей это количество разрядов после запятой у множителей, вместе взятых) .

      При делении дробей делитель десятичной дроби увеличивается на столько разрядов, сколько разрядов в дробной его части. Чтобы дробь не изменилась, на столько же разрядов увеличивается и делимое (в делимом и делителе запятая переносится на одно и то же число знаков) . Запятая ставится в частном на том этапе деления, когда целая часть дроби разделена.

    Прямоугольника?

    Решение. Так как 2,88 дм2 = 288 см2, а 0,8 дм = 8 см, то длина прямоугольника равна 288: 8, то есть 36 см = 3,6 дм. Мы нашли такое число 3,6,что 3,6 0,8 = 2,88. Оно является частным от деления 2,88 на 0,8.

    Пишут: 2,88: 0,8 = 3,6.

    Ответ 3,6 можно получить, не переводя дециметры в сантиметры. Для этого надо умножить делитель 0,8 и делимое 2,88 на 10 (то есть перенести в них запятую на одну цифру вправо) и разделить 28,8 на 8. Снова получим: 28,8: 8 = 3,6.

    Чтобы разделить число на десятичную дробь , надо:

    1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
    2) после этого выполнить деление на натуральное число.

    Пример 1. Разделим 12,096 на 2,24. Перенесем в делимом и делителе запятую на 2 цифры вправо. Получим числа 1209,6 и 224. Так как 1209,6: 224 = 5,4, то и 12,096: 2,24 = 5,4.

    Пример 2. Разделим 4,5 на 0,125. Здесь надо перенести в делимом и делителе запятую на 3 цифры вправо. Так как в делимом только одна цифра после запятой, то припишем к нему справа два нуля. После переноса запятой получаем числа 4500 и 125. Так как 4500: 125 = 36, то и 4,5: 0,125 = 36.

    Из примеров 1 и 2 видно, что при делении числа на неправильную дробь это число уменьшается или не изменяется, а при делении на правильную десятичную дробь оно увеличивается: 12,096 > 5,4, а 4,5 < 36.

    Разделим 2,467 на 0,01. После переноса запятой в делимом и делителе на 2 цифры вправо получаем, что частное равно 246,7: 1, то есть 246,7.

    Значит, и 2,467: 0,01 = 246,7. Отсюда получаем правило:

    Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001, надо перенести в ней запятую вправо на столько цифр, сколько в делителе стоит нулей перед единицей (то есть умножить ее на 10, 100, 1000).

    Если цифр не хватает, надо сначала приписать в конце дроби несколько нулей.

    Например, 56,87: 0,0001 = 56,8700: 0,0001 = 568 700.

    Сформулируйте правило деления десятичной дроби: на десятичную дробь; на 0,1; 0,01; 0,001.
    Умножением на какое число можно заменить деление на 0,01?

    1443. Найдите частное и выполните проверку умножением:

    а) 0,8: 0,5; б) 3,51: 2,7; в) 14,335: 0,61.

    1444. Найдите частное и выполните проверку делением:

    а) 0,096: 0,12; б) 0,126: 0,9; в) 42,105: 3,5.

    а) 7,56: 0,6; ж) 6,944: 3,2; н) 14,976: 0,72;
    б) 0,161: 0,7; з) 0,0456: 3,8; о) 168,392: 5,6;
    в) 0,468: 0,09; и) 0,182: 1,3; п) 24,576: 4,8;
    г) 0,00261: 0,03; к) 131,67: 5,7; р) 16,51: 1,27;
    д) 0,824: 0,8; л) 189,54: 0,78; с) 46,08: 0,384;
    е) 10,5: 3,5; м) 636: 0,12; т) 22,256: 20,8.

    1446. Запишите выражения:

    а) 10 - 2,4x = 3,16; д) 4,2р - р = 5,12;
    б) (у + 26,1) 2,3 = 70,84; е) 8,2t - 4,4t = 38,38;
    в) (z - 1,2) : 0,6 = 21,1; ж) (10,49 - s) : 4,02 = 0,805;
    г) 3,5m + т = 9,9; з) 9k - 8,67k = 0,6699.

    1460. В двух цистернах было 119,88 т бензина. В первой цистерне бензина было больше, чем во второй, в 1,7 раза. Сколько бензина было в каждой цистерне?

    1461. С трех участков собрали 87,36 т капусты. При этом с первого участка собрали в 1,4 раза больше, а со второго в 1,8 раза больше, чем с третьего участка. Сколько тонн капусты собрали с каждого участка?

    1462. Кенгуру ниже жирафа в 2,4 раза, а жираф выше кенгуру на 2,52 м. Какова высота жирафа и какова высота кенгуру?

    1463. Два пешехода находились на расстоянии 4,6 км друг от друга. Они пошли навстречу друг другу и встретились через 0,8 ч. Найдите скорость каждого пешехода, если скорость одного из них в 1,3 раза больше скорости другого.

    1464. Выполните действия:

    а) (130,2 - 30,8) : 2,8 - 21,84:
    б) 8,16: (1,32 + 3,48) - 0,345;
    в) 3,712: (7 - 3,8) + 1,3 (2,74 + 0,66);
    г) (3,4: 1,7 + 0,57: 1,9) 4,9 + 0,0825: 2,75;
    д) (4,44: 3,7 - 0,56: 2,8) : 0,25 - 0,8;
    е) 10,79: 8,3 0,7 - 0,46 3,15: 6,9.

    1465. Представьте обыкновенную дробь в виде десятичной и найдите значение выражения :


    1466. Вычислите устно:

    а) 25,5: 5; б) 9 0,2; в) 0,3: 2; г) 6,7 - 2,3;
    1,5: 3; 1 0,1; 2:5; 6- 0,02;
    4,7: 10; 16 0,01; 17,17: 17; 3,08 + 0,2;
    0,48: 4; 24 0,3; 25,5: 25; 2,54 + 0,06;
    0,9:100; 0,5 26; 0,8:16; 8,2-2,2.

    1467. Найдите произведение:

    а) 0,1 0,1; г) 0,4 0,4; ж) 0,7 0,001;
    б) 1,3 1,4; д) 0,06 0,8; з) 100 0,09;
    в) 0,3 0,4; е) 0,01 100; и) 0,3 0,3 0,3.

    1468. Найдите: 0,4 числа 30; 0,5 числа 18; 0,1 числа 6,5; 2,5 числа 40; 0,12 числа 100; 0,01 числа 1000.

    1469. Каково значение выражения 5683,25а при а = 10; 0,1; 0,01; 100; 0,001; 1000; 0,00001?

    1470. Подумайте, какие из чисел могут быть точными, какие - приближенными:

    а) в классе 32 ученика;
    б) расстояние от Москвы до Киева 900 км;
    в) у параллелепипеда 12 ребер;
    г) длина стола 1,3 м;
    д) население Москвы 8 млн человек;
    е) в пакете 0,5 кг муки;
    ж) площадь острова Куба 105 000 км2;
    з) в школьной библиотеке 10 000 книг;
    и) одна пядь равна 4 вершкам, а вершок равен 4,45 см (вершок
    длина фаланги указательного пальца).

    1471. Найдите три решения неравенства:

    а) 1,2 < х < 1,6; в) 0,001 < х < 0,002;
    б) 2,1 < х< 2,3; г) 0,01 <х< 0,011.

    1472. Сравните, не вычисляя, значения выражений:

    а) 24 0,15 и (24 - 15) : 100;

    б) 0,084 0,5 и (84 5) : 10 000.
    Объясните полученный ответ.

    1473. Округлите числа:

    1474. Выполните деление:

    а) 22,7: 10; 23,3: 10; 3,14: 10; 9,6: 10;
    б) 304: 100; 42,5: 100; 2,5: 100; 0,9: 100; 0,03: 100;
    в) 143,4: 12; 1,488: 124 ; 0,3417: 34; 159,9: 235; 65,32: 568.

    1475. Велосипедист выехал из села со скоростью 12 км/ч. Через 2 ч в противоположном направлении из того же села выехал другой велосипедист,
    причем скорость второго в 1,25 раза больше скорости первого. Какое расстояние будет между ними через 3,3 ч после выезда второго велосипедиста?

    1476. Собственная скорость лодки 8,5 км/ч, а скорость течения 1,3 км/ч. Какое расстояние пройдет лодка по течению за 3,5 ч? Какое расстояние пройдет лодка против течения за 5,6 ч?

    1477. Завод изготовил 3,75 тыс. деталей и продал их по цене 950 р. за штуку. Расходы завода на изготовление одной детали составили 637,5 р. Найдите прибыль, полученную заводом от продажи этих деталей.

    1478. Ширина прямоугольного параллелепипеда 7,2 см, что составляет Найдите объем этого параллелепипеда и округлите ответ до целых.

    1479. Папа Карло пообещал каждый день давать Пьеро по 4 сольдо, а Буратино в первый день 1 сольдо, а в каждый следующий день на 1 сольдо больше, если он будет вести себя хорошо. Буратино обиделся: он решил, что, как бы ни старался, никогда не сможет получить в сумме столько же сольдо, сколько Пьеро. Подумайте, прав ли Буратино.

    1480. На 3 шкафа и 9 книжных полок пошло 231 м досок, причем на шкаф идет в 4 раза больше материала, чем на полку. Сколько метров досок идет на шкаф и сколько - на полку?

    1481. Решите задачу:
    1) Первое число равно 6,3 и составляет второго числа. Третье число составляет второго. Найдите второе и третье числа.

    2) Первое число 8,1. Второе число составляет от первого числа и от третьего числа. Найдите второе и третье числа.

    1482. Найдите значение выражения:

    1) (7 - 5,38) 2,5;

    2) (8 - 6,46) 1,5.

    1483. Найдите значение частного:

    а) 17,01: 6,3; г) 1,4245: 3,5; ж) 0,02976: 0,024;
    б) 1,598: 4,7; д) 193,2: 8,4; з) 11,59: 3,05;
    в) 39,156: 7,8; е) 0,045: 0,18; и) 74,256: 18,2.

    1484. Путь от дома до школы равен 1,1 км. Девочка проходит этот путь за 0,25 ч. С какой скоростью идет девочка?

    1485. В двухкомнатной квартире площадь одной комнаты 20,64 м 2 , а площадь другой комнаты в 2,4 раза меньше. Найдите площадь этих двух комнат вместе.

    1486. Двигатель за 7,5 ч расходует 111 л горючего. Сколько литров горючего израсходует двигатель за 1,8 ч?
    1487. Металлическая деталь объемом в 3,5 дм3 имеет массу 27,3 кг. Другая деталь из этого же металла имеет массу 10,92 кг. Каков объем второй детали?

    1488. В цистерну через две трубы налили 2,28 т бензина. Через первую трубу поступало 3,6 т бензина в час, и она была открыта 0,4 ч. Через вторую трубу поступало за час на 0,8 т бензина меньше, чем через первую. Сколько времени была открыта вторая труба?

    1489. Решите уравнение:

    а) 2,136: (1,9 - х) = 7,12; в) 0,2t + 1,7t - 0,54 = 0,22;
    б) 4,2 (0,8 + y) = 8,82; г) 5,6г - 2z - 0,7z + 2,65 = 7.

    1490. Товар массой в 13,3 т распределили на три автомашины. На первую автомашину погрузили в 1,3 раза больше, а на вторую - в 1,5 раза больше, чем на третью автомашину. Сколько тонн товара погрузили на каждую автомашину?

    1491. Два пешехода вышли одновременно из одного места в противоположных направлениях. Через 0,8 ч расстояние между ними стало равным 6,8 км. Скорость одного пешехода была в 1,5 раза больше скорости другого. Найдите скорость каждого пешехода.

    1492. Выполните действия:

    а) (21,2544: 0,9 + 1,02 3,2) : 5,6;
    б) 4,36: (3,15 + 2,3) + (0,792 - 0,78) 350;
    в) (3,91: 2,3 5,4 - 4,03) 2,4;
    г) 6,93: (0,028 + 0,36 4,2) - 3,5.

    1493. В школу пришел врач и принес для прививки 0,25 кг сыворотки. Скольким ребятам он может сделать уколы, если для каждого укола нужно 0,002 кг сыворотки?

    1494. В магазин завезли 2,8 т пряников. До обеда было продано этих пряников. Сколько тонн пряников осталось еще продать?

    1495. От куска ткани отрезали 5,6 м. Сколько метров ткани было в куске, если отрезали этого куска?

    Н.Я. ВИЛЕНКИН, B. И. ЖОХОВ, А. С. ЧЕСНОКОВ, C. И. ШВАРЦБУРД, Математика 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений

    На прошлом уроке мы научились складывать и вычитать десятичные дроби (см. урок «Сложение и вычитание десятичных дробей »). Заодно оценили, насколько упрощаются вычисления по сравнению с обычными «двухэтажными» дробями.

    К сожалению, с умножением и делением десятичных дробей подобного эффекта не возникает. В некоторых случаях десятичная запись числа даже усложняет эти операции.

    Для начала введем новое определение. Мы будем встречаться с ним довольно часто, и не только на этом уроке.

    Значащая часть числа - это все, что находится между первой и последней ненулевой цифрой, включая концы. Речь идет только о цифрах, десятичная точка не учитывается.

    Цифры, входящие в значащую часть числа, называются значащими цифрами. Они могут повторяться и даже быть равными нулю.

    Например, рассмотрим несколько десятичных дробей и выпишем соответствующие им значащие части:

    1. 91,25 → 9125 (значащие цифры: 9; 1; 2; 5);
    2. 0,008241 → 8241 (значащие цифры: 8; 2; 4; 1);
    3. 15,0075 → 150075 (значащие цифры: 1; 5; 0; 0; 7; 5);
    4. 0,0304 → 304 (значащие цифры: 3; 0; 4);
    5. 3000 → 3 (значащая цифра всего одна: 3).

    Обратите внимание: нули, стоящие внутри значащей части числа, никуда не деваются. Мы уже сталкивались с чем-то подобным, когда учились переводить десятичные дроби в обычные (см. урок «Десятичные дроби »).

    Этот момент настолько важен, а ошибки здесь допускают так часто, что в ближайшее время я опубликую тест на эту тему. Обязательно потренируйтесь! А мы, вооружившись понятием значащей части, приступим, собственно, к теме урока.

    Умножение десятичных дробей

    Операция умножения состоит из трех последовательных шагов:

    1. Для каждой дроби выписать значащую часть. Получатся два обычных целых числа - без всяких знаменателей и десятичных точек;
    2. Умножить эти числа любым удобным способом. Напрямую, если числа невелики, или столбиком. Получим значащую часть искомой дроби;
    3. Выяснить, куда и на сколько разрядов сдвигается десятичная точка в исходных дробях для получения соответствующей значащей части. Выполнить обратные сдвиги для значащей части, полученной на предыдущем шаге.

    Еще раз напомню, что нули, стоящие по бокам от значащей части, никогда не учитываются. Игнорирование этого правила приводит к ошибкам.

    1. 0,28 · 12,5;
    2. 6,3 · 1,08;
    3. 132,5 · 0,0034;
    4. 0,0108 · 1600,5;
    5. 5,25 · 10 000.

    Работаем с первым выражением: 0,28 · 12,5.

    1. Выпишем значащие части для чисел из этого выражения: 28 и 125;
    2. Их произведение: 28 · 125 = 3500;
    3. В первом множителе десятичная точка сдвинута на 2 цифры вправо (0,28 → 28), а во второй - еще на 1 цифру. Итого нужен сдвиг влево на три цифры: 3500 → 3,500 = 3,5.

    Теперь разберемся с выражением 6,3 · 1,08.

    1. Выпишем значащие части: 63 и 108;
    2. Их произведение: 63 · 108 = 6804;
    3. Снова два сдвига вправо: на 2 и 1 цифру соответственно. Всего - снова 3 цифры вправо, поэтому обратный сдвиг будет на 3 цифры влево: 6804 → 6,804. В этот раз нулей на конце нет.

    Добрались до третьего выражения: 132,5 · 0,0034.

    1. Значащие части: 1325 и 34;
    2. Их произведение: 1325 · 34 = 45 050;
    3. В первой дроби десятичная точка уходит вправо на 1 цифру, а во второй - на целых 4. Итого: 5 вправо. Выполняем сдвиг на 5 влево: 45 050 → ,45050 = 0,4505. В конце убрали ноль, а спереди - дописали, чтобы не оставлять «голую» десятичную точку.

    Следующее выражение: 0,0108 · 1600,5.

    1. Пишем значащие части: 108 и 16 005;
    2. Умножаем их: 108 · 16 005 = 1 728 540;
    3. Считаем цифры после десятичной точки: в первом числе их 4, во втором - 1. Всего - снова 5. Имеем: 1 728 540 → 17,28540 = 17,2854. В конце убрали «лишний» ноль.

    Наконец, последнее выражение: 5,25 · 10 000.

    1. Значащие части: 525 и 1;
    2. Умножаем их: 525 · 1 = 525;
    3. В первой дроби выполнен сдвиг на 2 цифры вправо, а во второй - на 4 цифры влево (10 000 → 1,0000 = 1). Итого 4 − 2 = 2 цифры влево. Выполняем обратный сдвиг на 2 цифры вправо: 525, → 52 500 (пришлось дописать нули).

    Обратите внимание на последний пример: поскольку десятичная точка перемещается в разных направлениях, суммарный сдвиг находится через разность. Это очень важный момент! Вот еще пример:

    Рассмотрим числа 1,5 и 12 500. Имеем: 1,5 → 15 (сдвиг на 1 вправо); 12 500 → 125 (сдвиг на 2 влево). Мы «шагаем» на 1 разряд вправо, а затем - на 2 влево. В итоге, мы шагнули на 2 − 1 = 1 разряд влево.

    Деление десятичных дробей

    Деление - это, пожалуй, самая сложная операция. Конечно, здесь можно действовать по аналогии с умножением: делить значащие части, а затем «двигать» десятичную точку. Но в этом случае возникает много тонкостей, которые сводят на нет потенциальную экономию.

    Поэтому давайте рассмотрим универсальный алгоритм, который чуть-чуть длиннее, но намного надежнее:

    1. Перевести все десятичные дроби в обычные. Если немного потренироваться, на этот шаг у вас будут уходить считанные секунды;
    2. Разделить полученные дроби классическим способом. Другими словами, умножить первую дробь на «перевернутую» вторую (см. урок «Умножение и деление числовых дробей »);
    3. Если возможно, результат снова представить в виде десятичной дроби. Этот шаг тоже выполняется быстро, поскольку зачастую в знаменателе уже стоит степень десятки.

    Задача. Найдите значение выражения:

    1. 3,51: 3,9;
    2. 1,47: 2,1;
    3. 6,4: 25,6:
    4. 0,0425: 2,5;
    5. 0,25: 0,002.

    Считаем первое выражение. Для начала переведем оби дроби в десятичные:

    Аналогично поступим со вторым выражением. Числитель первой дроби снова разложится на множители:

    В третьем и четвертом примерах есть важный момент: после избавления от десятичной записи возникают сократимые дроби. Однако мы не будем выполнять это сокращение.

    Последний пример интересен тем, что в числителе второй дроби стоит простое число. Здесь просто нечего разлагать на множители, поэтому считаем «напролом»:

    Иногда в результате деления получается целое число (это я про последний пример). В таком случае третий шаг вообще не выполняется.

    Кроме того, при делении часто возникают «некрасивые» дроби, которые нельзя перевести в десятичные. Этим деление отличается от умножения, где результаты всегда представимы в десятичной форме. Разумеется, в таком случае последний шаг опять же не выполняется.

    Обратите также внимание на 3-й и 4-й примеры. В них мы намеренно не сокращаем обычные дроби, полученные из десятичных. Иначе это усложнит обратную задачу - представление конечного ответа снова в десятичном виде.

    Запомните: основное свойство дроби (как и любое другое правило в математике) само по себе еще не означает, что его надо применять везде и всегда, при каждом удобном случае.

    В школе эти действия изучаются от простого к сложному. Поэтому непременно полагается хорошо усвоить алгоритм выполнения названных операций на простых примерах. Чтобы потом не возникло трудностей с делением десятичных дробей в столбик. Ведь это самый сложный вариант подобных заданий.

    Этот предмет требует последовательного изучения. Пробелы в знаниях здесь недопустимы. Такой принцип должен усвоить каждый ученик уже в первом классе. Поэтому при пропуске нескольких уроков подряд материал придется освоить самостоятельно. Иначе позже возникнут проблемы не только с математикой, но и другими предметами, связанными с ней.

    Второе обязательное условие успешного изучения математики — переходить к примерам на деление в столбик только после того, как освоены сложение, вычитание и умножение.

    Ребенку будет трудно делить, если он не выучил таблицу умножения. Кстати, ее лучше учить по таблице Пифагора. Там нет ничего лишнего, да и усваивается умножение в таком случае проще.

    Как умножаются в столбик натуральные числа?

    Если возникает затруднение в решении примеров в столбик на деление и умножение, то начинать устранять проблему полагается с умножения. Поскольку деление является обратной операцией умножению:

    1. До того как перемножать два числа, на них нужно внимательно посмотреть. Выбрать то, в котором больше разрядов (длиннее), записать его первым. Под ним разместить второе. Причем цифры соответствующего разряда должны оказаться под тем же разрядом. То есть самая правая цифра первого числа должна быть над самой правой второго.
    2. Умножьте крайнюю правую цифру нижнего числа на каждую цифру верхнего, начиная справа. Запишите ответ под чертой так, чтобы его последняя цифра была под той на которую умножали.
    3. То же повторите с другой цифой нижнего числа. Но результат от умножения при этом нужно сместить на одну цифру влево. При этом его последняя цифра окажется под той, на которую умножали.

    Продолжать такое умножение в столбик до тех пор, пока не закончатся цифры во втором множителе. Теперь их нужно сложить. Это и будет искомый ответ.

    Алгоритм умножения в столбик десятичных дробей

    Сначала полагается представить, что даны не десятичные дроби, а натуральные. То есть убрать из них запятые и далее действовать так, как описано в предыдущем случае.

    Отличие начинается, когда записывается ответ. В этот момент необходимо сосчитать все цифры, которые стоят после запятых в обеих дробях. Именно столько их нужно отсчитать от конца ответа и там поставить запятую.

    Удобно проиллюстрировать этот алгоритм на примере: 0,25 х 0,33:

    С чего начать обучение делению?

    До того как решать примеры на деление в столбик, полагается запомнить названия чисел, которые стоят в примере на деление. Первое из них (то, которое делится) — делимое. Второе (на него делят) — делитель. Ответ — частное.

    После этого на простом бытовом примере объясним суть этой математической операции. Например, если взять 10 конфет, то поделить их поровну между мамой и папой легко. А как быть, если нужно раздать их родителям и брату?

    После этого можно знакомиться с правилами деления и осваивать их на конкретных примерах. Сначала простых, а потом переходить ко все более сложным.

    Алгоритм деления чисел в столбик

    Вначале представим порядок действий для натуральных чисел, делящихся на однозначное число. Они будут основой и для многозначных делителей или десятичных дробей. Только тогда полагается внести небольшие изменения, но об этом позже:

    • До того как делать деление в столбик, нужно выяснить, где делимое и делитель.
    • Записать делимое. Справа от него - делитель.
    • Прочертить слева и снизу около последнего уголок.
    • Определить неполное делимое, то есть число, которое будет минимальным для деления. Обычно оно состоит из одной цифры, максимум из двух.
    • Подобрать число, которое будет первым записано в ответ. Оно должно быть таким, сколько раз делитель помещается в делимом.
    • Записать результат от умножения этого числа на делитель.
    • Написать его под неполным делимом. Выполнить вычитание.
    • Снести к остатку первую цифру после той части, которая уже разделена.
    • Снова подобрать число для ответа.
    • Повторить умножение и вычитание. Если остаток равен нулю и делимое закончилось, то пример сделан. В противном случае повторить действия: снести цифру, подобрать число, умножить, вычесть.

    Как решать деление в столбик, если в делителе больше одной цифры?

    Сам алгоритм полностью совпадает с тем, что был описан выше. Отличием будет количество цифр в неполном делимом. Их теперь минимум должно быть две, но если они оказываются меньше делителя, то работать полагается с первыми тремя цифрами.

    Существует еще один нюанс в таком делении. Дело в том, что остаток и снесенная к нему цифра иногда не делятся на делитель. Тогда полагается приписать еще одну цифру по порядку. Но при этом в ответ необходимо поставить ноль. Если осуществляется деление трехзначных чисел в столбик, то может потребоваться снести больше двух цифр. Тогда вводится правило: нолей в ответе должно быть на один меньше, чем количество снесенных цифр.

    Рассмотреть такое деление можно на примере - 12082: 863.

    • Неполным делимым в нем оказывается число 1208. В него число 863 помещается только один раз. Поэтому в ответ полагается поставить 1, а под 1208 записать 863.
    • После вычитания получается остаток 345.
    • К нему нужно снести цифру 2.
    • В числе 3452 четыре раза умещается 863.
    • Четверку необходимо записать в ответ. Причем при умножении на 4 получается именно это число.
    • Остаток после вычитания равен нулю. То есть деление закончено.

    Ответом в примере будет число 14.

    Как быть, если делимое заканчивается на ноль?

    Или несколько нолей? В этом случае нулевой остаток получается, а в делимом еще стоят нули. Отчаиваться не стоит, все проще, чем может показаться. Достаточно просто приписать к ответу все нули, которые остались не разделенными.

    Например, нужно поделить 400 на 5. Неполное делимое 40. В него 8 раз помещается пятерка. Значит, в ответ полагается записать 8. При вычитании остатка не остается. То есть деление закончено, но в делимом остался ноль. Его придется приписать к ответу. Таким образом, при делении 400 на 5 получается 80.

    Что делать, если разделить нужно десятичную дробь?

    Опять же, это число похоже на натуральное, если бы не запятая, отделяющая целую часть от дробной. Это наводит на мысль о том, что деление десятичных дробей в столбик подобно тому, которое было описано выше.

    Единственным отличием будет пункт с запятой. Ее полагается поставить в ответ сразу, как только снесена первая цифра из дробной части. По-другому это можно сказать так: закончилось деление целой части — поставь запятую и продолжай решение дальше.

    Во время решения примеров на деление в столбик с десятичными дробями нужно помнить, что в части после запятой можно приписать любое количество нолей. Иногда это нужно для того, чтобы доделить числа до конца.

    Деление двух десятичных дробей

    Оно может показаться сложным. Но только вначале. Ведь то, как выполнить деление в столбик дробей на натуральное число, уже понятно. Значит, нужно свести этот пример к уже привычному виду.

    Сделать это легко. Нужно умножить обе дроби на 10, 100, 1 000 или 10 000, а может быть, на миллион, если этого требует задача. Множитель полагается выбирать исходя из того, сколько нолей стоит в десятичной части делителя. То есть в результате получится, что делить придется дробь на натуральное число.

    Причем это будет в худшем случае. Ведь может получиться так, что делимое от этой операции станет целым числом. Тогда решение примера с делением в столбик дробей сведется к самому простому варианту: операции с натуральными числами.

    В качестве примера: 28,4 делим на 3,2:

    • Сначала их необходимо умножить на 10, поскольку во втором числе после запятой стоит только одна цифра. Умножение даст 284 и 32.
    • Их полагается разделить. Причем сразу все число 284 на 32.
    • Первым подобранным числом для ответа является 8. От его умножения получается 256. Остатком будет 28.
    • Деление целой части закончилось, и в ответ полагается поставить запятую.
    • Снести к остатку 0.
    • Снова взять по 8.
    • Остаток: 24. К нему приписать еще один 0.
    • Теперь брать нужно 7.
    • Результат умножения - 224, остаток - 16.
    • Снести еще один 0. Взять по 5 и получится как раз 160. Остаток — 0.

    Деление закончено. Результат примера 28,4:3,2 равен 8,875.

    Что делать, если делитель равен 10, 100, 0,1, или 0,01?

    Так же как и с умножением, деление в столбик здесь не понадобится. Достаточно просто переносить запятую в нужную сторону на определенное количество цифр. Причем по этому принципу можно решать примеры как с целыми числами, так и с десятичными дробями.

    Итак, если нужно делить на 10, 100 или 1 000, то запятая переносится влево на такое количество цифр, сколько нулей в делителе. То есть, когда число делится на 100, запятая должна сместиться влево на две цифры. Если делимое — натуральное число, то подразумевается, что запятая стоит в его конце.

    Это действие дает такой же результат, как если бы число было необходимо умножить на 0,1, 0,01 или 0,001. В этих примерах запятая тоже переносится влево на количество цифр, равное длине дробной части.

    При делении на 0,1 (и т. д.) или умножении на 10 (и т. д.) запятая должна переместиться вправо на одну цифру (или две, три, в зависимости от количества нулей или длины дробной части).

    Стоит отметить, что количества цифр, данных в делимом, может быть недостаточным. Тогда слева (в целой части) или справа (после запятой) можно приписать недостающие нули.

    Деление периодических дробей

    В этом случае не удастся получить точный ответ при делении в столбик. Как решать пример, если встретилась дробь с периодом? Здесь полагается переходить к обыкновенным дробям. А потом выполнять их деление по изученным ранее правилам.

    Например разделить нужно 0,(3) на 0,6. Первая дробь — периодическая. Она преобразуется в дробь 3/9, которая после сокращения даст 1/3. Вторая дробь — конечная десятичная. Ее записать обыкновенной еще проще: 6/10, что равно 3/5. Правило деления обыкновенных дробей предписывает заменять деление умножением и делитель — обратным числом. То есть пример сводится к умножению 1/3 на 5/3. Ответом будет 5/9.

    Если в примере разные дроби...

    Тогда возможны несколько вариантов решения. Во-первых, обыкновенную дробь можно попытаться перевести в десятичную. Потом делить уже две десятичные по указанному выше алгоритму.

    Во-вторых, каждая конечная десятичная дробь может быть записана в виде обыкновенной. Только это не всегда удобно. Чаще всего такие дроби оказываются огромными. Да и ответы получаются громоздкими. Поэтому первый подход считается более предпочтительным.